Царскосельский лицей и Закон Божий

В популярной литературе о Царскосельском лицее нередко утверждается, что предоставляемая им система образования не придавала большого значения церковным обрядам. Между тем религиозному воспитанию будущей российской элиты здесь уделялось постоянное и все возрастающее внимание, начиная уже с обязательных учебных дисциплин.
Однако религиозное воспитание в Царскосельском лицее не ограничивалось только плановыми занятиями. Как все образованные люди в России, каждый лицеист самостоятельно читал и изучал Святое Писание. Этому способствовала и великолепная библиотека этой высшей школы, где имелась обширная подборка церковной и духовной литературы, выписывалось периодическое издание «Христианские чтения».
В праздники и по воскресеньям лицеисты непременно присутствовали на богослужениях. Бывали они и в Знаменской церкви, благо она располагалась рядом с лицеем. Этот храм регулярно посещали члены императорской фамилии, другие исторические личности, и конечно, юному Саше Пушкину с товарищами было лестно присутствовать на службах рядом с первыми людьми России.
Религиозным и духовным просвещением воспитанников с момента образования лицея занимался его первый преподаватель Закона Божьего, отец Николай Музовский, прежде много служивший в русских миссиях за границей. Молодые люди священника уважали: их «законоучитель православного вероисповедания» был духовником российской августейшей семьи. Также Николай Васильевич преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии, а с 1814 года состоял членом Российского Библейского общества.
Отца Николая в начале 1816 года сменил на его посту отец Гавриил Полянский, экзамены принимал протоиерей Герасим Павский, и на них присутствовал архимандрит Филарет, в миру Дроздов, впоследствии ставший митрополитом Филаретом Московским.
Российская элита XIX века уже с детских лет пребывала в лоне Церкви, и это впоследствии сыграло немалую роль в судьбах и карьерах ее самых ярких представителей.