Черкизово район Москвы

Черкизово район Москвы

Черкизово — исторический район на востоке города Москвы на территории района «Преображенское» Восточного административного округа, ранее крупное село в ближайшем Подмосковье, известное с XVI века. Расположено между Преображенской площадью и Щёлковским шоссе и включает в себя территорию, на которой пролегают Большая, Малая и 3-я Черкизовские улицы, а также расположена станция метро «Черкизовская», станция МЦК Локомотив, железнодорожная станция окружной МЖД Черкизово и станция Мочальская Электрозаводской железнодорожной ветки.

Черкизово — место старинного подмосковного села, вошедшего в черту столицы в начале XX века со строительством Окружной железной дороги, отмечает небольшая белая церковь Илии Пророка. Есть, конечно, еще стадион «Аокомотив», и жива пока недобрая память о кромешном Черкизовском рынке — все это реалии Москвы, с ними приходится считаться, но нам все-таки в данном случае интересна именно церковь.

Отметим, что Черкизово — это действительно очень старое село. Впервые упоминается еще в 1377 году, в духовной грамоте митрополита Алексия, которой он завещал Серкизово (sic) кремлевскому Чудову монастырю. Такое написание топонима натолкнуло исследователей на мысль, что первым хозяином этих земель, а также еще нескольких подмосковных селений с аналогичным названием, был ордынский царевич Саркиз (Серкиз), перешедший на службу к Дмитрию Донскому.

Церковь Илии Пророка в Черкизове.Московский князь, видимо, и пожаловал ордынцу село. Тот, впрочем, владел им недолго, продал другому крещеному татарину, Илье Озакову. Гот успел построить в Черкизове церковь во имя своего небесного покровителя (не ту, что стоит сейчас, конечно, а дальнюю предшественницу, но место намолено уже с тех пор). Построил и перепродал Черкизово митрополиту Алексию, от которого оно впоследствии и перешло в собственность Чудова монастыря. Монастырским село было до екатерининской секуляризации, далее — казенным.

Старая деревянная церковь, в которой молились и митрополит Алексий, и царь Иван Грозный, любивший поохотиться в Черкизове, не пережила Смутного времени, сгорела. В 1646 году храм восстановили, снова в дереве. Лишь в 1690-м на этом месте поднялась каменная церковь.

Теоретически храм стоит там и сейчас, практически — от него остались только несущие столпы и центральная апсида. Внимательный глаз обязательно увидит: несмотря на попытку мимикрировать под узорочье, декор храма соответствует стилистике не XVII, но XIX века!

Действительно, в позапрошлом столетии Ильинскую церковь перестраивали дважды. Так, в 1821 —1825 годах ее сделали пятиглавой. А на исходе века в процессе длительной капитальной реконструкции вернули одну главу, но значительно расширили объем (1883)и поставили новую колокольню (1899). Вот и получилось, что только апсида от оригинального храма и сохранилась, всем остальным стенам нет еще и полутора сотен лет.

Впрочем, это тот случай, когда стилизация «под старину» получилась не вычурной, не кричащей, не китчевой.

Когда в 1930-е годы начался погром московских церквей, Ильинский храм устоял — безбожникам, видимо, до поры до времени было не до отдаленных окраин (а Черкизово было тогда, что греха таить, окраиной не только отдаленной, но и весьма захудалой). Разве что колокола сняли после издания закона о запрещении звона.

Богадельня на западном берегу пруда. Памятник архитектуры, но в значительной мере новодел.

Но вот в годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство сумели всем миром собрать миллион рублей и направили деньги И. В. Сталину на строительство самолетов. Генеральный секретарь вклад оценил — направил верующим благодарственную телеграмму... В приходе убеждены, что их жест доброй воли и благодарность всесильного советского лидера спасли храм. Он не закрывался ни в войну, ни после, и когда в 1950-х началась «перекройка» района Черкизова, церковь устояла. Да еще и собрала в своих стенах святыни из многих соседских храмов, которые были приговорены к сносу.

А еще при храме Илии есть небольшое кладбище, считающееся самым древним в Москве. Более того, его, как и приход, не тронули в советское время. Некрополь знаменит тем, что тут нашел последнее пристанище знаменитый смоленский юродивый Иван Корейша (1783—1861), в народе снискавший славу обличителя нечестных и вороватых чиновников, а у последних, понятное дело, уважением не пользовавшийся.

В итоге больше половины своей долгой жизни Корейша провел в психиатрической клинике — на дворе стоял XIX век, безнаказанно бросать в лицо сильным мира сего что-то вроде «Нельзя молиться за царя Ирода» было уже невозможно... Впрочем, и в доме скорби к Корейше тянулся народ. Известно, что его весьма уважал митрополит Московский Филарет (Дроздов). После смерти юродивого за право похоронить его останки спорили несколько видных монастырей, но в итоге выбор Филарета пал именно на скромную церковь Илии Пророка: племянница блаженного была замужем за черкизовским дьяконом, она и упросила владыку.

Несмотря на то что многие еще при жизни почитали Ивана Корейшу едва ли не как святого во плоти, Русская православная церковь его не канонизировала.

Островок зелени посреди мегаполиса.  На снимке — дворец творчества детей и молодежи.

А еще в Черкизове находится архиерейская дача — деревянный новодел на месте утраченного деревянного же дома 1886 года постройки. Архиерейским, соответственно, называется и Черкизовский пруд, он вполне может считаться одним из самых древних в Москве искусственных водоемов: речку Сосенку, на берегах которой раскинулось село, запрудили еще в XIV (!) веке. Ныне речка течет под землей, в трубе, а пруд остался. Вокруг — природно-исторический парк «Черкизовский» с детскими и спортивными площадками.

Районы Москвы.


Саша Митрахович 23.03.2018 11:06
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча