Черкизово район Москвы

Черкизово — исторический район на востоке города Москвы на территории района «Преображенское» Восточного административного округа, ранее крупное село в ближайшем Подмосковье, известное с XVI века. Расположено между Преображенской площадью и Щёлковским шоссе и включает в себя территорию, на которой пролегают Большая, Малая и 3-я Черкизовские улицы, а также расположена станция метро «Черкизовская», станция МЦК Локомотив, железнодорожная станция окружной МЖД Черкизово и станция Мочальская Электрозаводской железнодорожной ветки.
Черкизово — место старинного подмосковного села, вошедшего в черту столицы в начале XX века со строительством Окружной железной дороги, отмечает небольшая белая церковь Илии Пророка. Есть, конечно, еще стадион «Аокомотив», и жива пока недобрая память о кромешном Черкизовском рынке — все это реалии Москвы, с ними приходится считаться, но нам все-таки в данном случае интересна именно церковь.
Отметим, что Черкизово — это действительно очень старое село. Впервые упоминается еще в 1377 году, в духовной грамоте митрополита Алексия, которой он завещал Серкизово (sic) кремлевскому Чудову монастырю. Такое написание топонима натолкнуло исследователей на мысль, что первым хозяином этих земель, а также еще нескольких подмосковных селений с аналогичным названием, был ордынский царевич Саркиз (Серкиз), перешедший на службу к Дмитрию Донскому.
Московский князь, видимо, и пожаловал ордынцу село. Тот, впрочем, владел им недолго, продал другому крещеному татарину, Илье Озакову. Гот успел построить в Черкизове церковь во имя своего небесного покровителя (не ту, что стоит сейчас, конечно, а дальнюю предшественницу, но место намолено уже с тех пор). Построил и перепродал Черкизово митрополиту Алексию, от которого оно впоследствии и перешло в собственность Чудова монастыря. Монастырским село было до екатерининской секуляризации, далее — казенным.
Старая деревянная церковь, в которой молились и митрополит Алексий, и царь Иван Грозный, любивший поохотиться в Черкизове, не пережила Смутного времени, сгорела. В 1646 году храм восстановили, снова в дереве. Лишь в 1690-м на этом месте поднялась каменная церковь.
Теоретически храм стоит там и сейчас, практически — от него остались только несущие столпы и центральная апсида. Внимательный глаз обязательно увидит: несмотря на попытку мимикрировать под узорочье, декор храма соответствует стилистике не XVII, но XIX века!
Действительно, в позапрошлом столетии Ильинскую церковь перестраивали дважды. Так, в 1821 —1825 годах ее сделали пятиглавой. А на исходе века в процессе длительной капитальной реконструкции вернули одну главу, но значительно расширили объем (1883)и поставили новую колокольню (1899). Вот и получилось, что только апсида от оригинального храма и сохранилась, всем остальным стенам нет еще и полутора сотен лет.
Впрочем, это тот случай, когда стилизация «под старину» получилась не вычурной, не кричащей, не китчевой.
Когда в 1930-е годы начался погром московских церквей, Ильинский храм устоял — безбожникам, видимо, до поры до времени было не до отдаленных окраин (а Черкизово было тогда, что греха таить, окраиной не только отдаленной, но и весьма захудалой). Разве что колокола сняли после издания закона о запрещении звона.

Но вот в годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство сумели всем миром собрать миллион рублей и направили деньги И. В. Сталину на строительство самолетов. Генеральный секретарь вклад оценил — направил верующим благодарственную телеграмму... В приходе убеждены, что их жест доброй воли и благодарность всесильного советского лидера спасли храм. Он не закрывался ни в войну, ни после, и когда в 1950-х началась «перекройка» района Черкизова, церковь устояла. Да еще и собрала в своих стенах святыни из многих соседских храмов, которые были приговорены к сносу.
А еще при храме Илии есть небольшое кладбище, считающееся самым древним в Москве. Более того, его, как и приход, не тронули в советское время. Некрополь знаменит тем, что тут нашел последнее пристанище знаменитый смоленский юродивый Иван Корейша (1783—1861), в народе снискавший славу обличителя нечестных и вороватых чиновников, а у последних, понятное дело, уважением не пользовавшийся.
В итоге больше половины своей долгой жизни Корейша провел в психиатрической клинике — на дворе стоял XIX век, безнаказанно бросать в лицо сильным мира сего что-то вроде «Нельзя молиться за царя Ирода» было уже невозможно... Впрочем, и в доме скорби к Корейше тянулся народ. Известно, что его весьма уважал митрополит Московский Филарет (Дроздов). После смерти юродивого за право похоронить его останки спорили несколько видных монастырей, но в итоге выбор Филарета пал именно на скромную церковь Илии Пророка: племянница блаженного была замужем за черкизовским дьяконом, она и упросила владыку.
Несмотря на то что многие еще при жизни почитали Ивана Корейшу едва ли не как святого во плоти, Русская православная церковь его не канонизировала.

А еще в Черкизове находится архиерейская дача — деревянный новодел на месте утраченного деревянного же дома 1886 года постройки. Архиерейским, соответственно, называется и Черкизовский пруд, он вполне может считаться одним из самых древних в Москве искусственных водоемов: речку Сосенку, на берегах которой раскинулось село, запрудили еще в XIV (!) веке. Ныне речка течет под землей, в трубе, а пруд остался. Вокруг — природно-исторический парк «Черкизовский» с детскими и спортивными площадками.