Дмитриевский Собор во Владимире

С архитектурной точки зрения Дмитриевский собор во Владимире решен предельно просто. Но в этой простоте—гармония и величие.
Собор святого Димитрия Солунского во Владимире
В 1194—1197 годах Всеволод Большое Гнездо построил на великокняжеском дворе во Владимире собор, посвященный своему небесному покровителю — великомученику Димитрию Солунскому (Всеволода крестили с его именем). Это один из самых древних православных храмов во Владимире.
Дмитриевский Собор был «встроен» в комплекс зданий княжьего двора, имел крытую галерею с трех сторон и две лестничные башни у юго-западного и северо-западного углов. К сожалению, в 1840-е годы и галерея, и башни были разобраны — причем из лучших побуждений: зданию хотели (по указанию императора Николая I) вернуть «древний» вид, а башни и паперть не соответствовали представлению тогдашних «реставраторов» о древнерусской архитектуре.
Противопоставляя великокняжеский Дмитриевский собор владычному Успенскому собору, Н. Н. Воронин пишет:
«Дмитриевский Собор выглядел как могущественный феодальный владыка в пышной одежде, затканной невиданными чудищами. Торжественный ритм архитектуры собора отличен от высотной устремленности Успенского собора 1158—1160 годов. Здесь это величавое „восхождение“: видимо, так спокойно и властно двигался „великий Всеволод“, поднимаясь в тяжелых драгоценных облачениях по „степеням“ своего „стола“ во время дворцовых церемоний. Эту аналогию усиливал резной убор храма. Он прекрасно разрешал заложенную в образе собора идейно-декоративную задачу. В нем отразились прежде всего вкусы феодальной знати, причудливо сплавленные с элементами народной символики».
Воронину резное убранство собора видится нарочито светским, вступающим в противоречие с церковной традицией; он даже приводит «счисления»: на «46 скульптур христианского характера» приходится 243 изображения зверей и более 250 изображений птиц. Исследователь недоговаривает важного: образы многих птиц и зверей на законных основаниях входили в систему христианской символики. И поэтому нельзя безусловно согласиться с его выводом (полагаем, во многом продиктованным «духом времени»), что «смысл резного храма не может быть разъяснен, исходя из церковных песнопений и текстов». Хотя, конечно, некий «мирской дух» в оформлении Дмитриевского собора присутствует.
