Дорога из Рыбинска в Пошехонье

Дорога из Рыбинска в Пошехонье не то чтобы скучная и унылая — она какая-то печальная. Слева, с запада, постоянно тянет сыростью — там когда-то текла Шексна, а сейчас — затон Рыбинского водохранилища, мрачная море-подобная лужа: мелкая и заболоченная. Как и положено большому болоту, Рыбинское водохранилище то мелеет, то вновь наполняется водой, берега его постоянно гуляют, но оно тем не менее все время здесь — по левую руку путника, держащего путь из Рыбинска в Пошехонье: рукав утопленной реки.
Ехать тут лучше летом, в солнечный день; тем же, кого застигли туманные сумерки и в особенности ночь, лучше не задумываться, что где-то там, неподалеку, утонула не только река Шексна, но и уездный город Молога, без счета селений и многие квадратные версты лучших российских пойменных лугов. Это сейчас на «всплывшую» в маловодье Мологу можно сплавать из Рыбинска на моторке и даже (для любителей экстрима) сходить пешком мимо Святовского Мха — зыбкого, постоянно меняющего свои очертания острова, образованного всплывшими торфяниками уже после заполнения Рыбинского водохранилища.

Под нами же пока твердая земля: шоссе Р 104. Впрочем, вокруг тоже хватает печальностей. Еще в Рыбинском районе встретят нас два печальных останца: Воскресенская церковь в Огаркове и Подъяблонный погост — Троицкая церковь (то, что от нее осталось) в Милютине. Огарковский храм еще держится: он помоложе, выстроен в 1799 году в добротном местном стиле «взять все и смешать». Право же, классика Ярославского Заволжья: колокольня вроде со шпилем и колоннами, зато четверик — с лопатками-пилястрами, в два света и с пятиглавием...
Такие архитектурно «наивные» провинциальные храмы в советское время сплошь и рядом были обречены даже не на снос — на полное забвение: их не считали памятниками архитектуры... Странно читать архивы 1908 года — вроде, чуть больше века прошло: «В приходе две школы: земская в селе Огаркове и школа грамоты в деревне Дымовское. При церкви библиотека... Казенного жалования причту 539 рублей в год».
Где все теперь? Впрочем, у Огарковской церкви еще есть шанс: приходилось видеть и более разбитые церкви, поднятые из руин. А вот Подъяблонному погосту уже едва ли чем поможешь, это уже «черная книга»: церковь 1750 года постройки ныне превращена в груду руин. А ведь когда-то имела и приходскую школу, и попечительство, и богадельню, и до пяти тысяч рублей церковного капитала!

Среди руин на нашем пути отметим еще Троицкую церковь 1773 года в селе Лапушка (это уже Пошехонский район), еще сохраняющую зримо различимые признаки барокко, а также обескровленный, с пустыми глазницами окон, но необычайно живописный останец в Ясной Поляне: Покровскую церковь 1790-х годов постройки. Ясная Поляна — это уже почти Пошехонье. Меньше километра — и вы в городе; в этом месте «большая вода» подходит к дороге особенно близко. Расширяется ближе к устью речушка Ветха (запомним это название!), приток Согожи, на которой стоит Пошехонье; а Согожа, в свою очередь, полноводно вваливается в Шексну, то есть в Рыбинское водохранилище. Впереди уже видать соборные главки.
Мы приехали. Пошехонье.