Пошехонье

Так уж сложилось, что «Пошехонье» (местность, а не название населенного пункта, прежде было село Пертома, и лишь после екатерининской реформы оно стало городом Пошехонье) стало синонимом глуши несусветной, а «пошехонцы» — собирательным образом простоватого и даже несколько диковатого народца.
Так ли это? Во-первых, Пошехонье — «глушь» относительная, рядом расположены мощные промышленные центры: древний — подзабытая туристами Устюжна Железнопольская и современный — индустриальный гигант Череповец. Недалеко и Ярославль, и Рыбинск. Просто Пошехонье не пошло по пути урбанизации, живет себе тихой полусельской жизнью. А насчет «пошехонцев-простаков»... Так то был образ из книги «Анекдоты древних пошехонцев», составленной фольклористом XVIII века В. С. Березайским. Василий Семенович далеко не всегда имел в виду конкретно географических пошехонцев (зачастую герои его анекдотов были трансрегиональны и даже транснациональны), но звучное слово прижилось. Второй раз в литературной практике слово приглянулось М. Е. Салтыкову-Щедрину; блистательный сатирик подарил нам «Пошехонскую старину», но в ней фигурирует именно Пошехонье как местность (писатель был родом из села Спас-Угол). Так что судите сами, насколько образ пошехонца литературного соответствует реальности.
А в реальности Пошехонье рубежа XIX—XX столетий славилось своим сельским хозяйством и ремесленными традициями (так, еще с XVIII века здесь развивалось золотоносное ремесло — изготовление тонких листов сусального золота). У нас же Пошехонье на слуху благодаря одноименному сыру. Увы, искать его ныне в Пошехонье — занятие неблагодарное. Судя по рассказам местных жителей, по экономическим соображениям производство перевели в соседний Данилов. В планах властей Ярославской области — восстановление производства сыров в городе. Но пока планы остаются лишь планами.
В упадок пришло и другое исконно-пошехонское ремесло — уже упомянутое нами золотобойное. Секреты этого ремесла искони передавались тут по наследству. Пошехонцы-золотобойцы поставляли сусальное золото во все концы страны. Давайте только прикинем: усилиями ремесленников из Пошехонья позолочены главы Спасо-Преображенского собора в Ярославле и верхи Киево-Печерской лавры, знаменитый фонтан «Самсон» из Большого каскада Петродворца и даже фигуры фонтана «Дружба народов» на ВДНХ! Да, в советское время талант пошехонских золотобойцев был востребован. Чего не скажешь о нынешней эпохе.