Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была построена во времена Бориса Андреевича Голицина, воспитателя-«дядьке» Петра Первого, на месте старого деревянного храма Илии Пророка. Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

Строительство Знаменской церкви в Дубровицах

Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Строительство Знаменского храма в Дубровицах Борис Голицын решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, он сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версий, еще будучи совсем юным, Петр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечен его дочерью, да и саму природу местную любил:

«На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамленный роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля».

По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Петр, однажды посетивший Дубровицы, воскликнул, обращаясь к своему «дядьке»:

«Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!»

Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его.

Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня.

Строили долго и только в летнее время. К концу XVII века строительство храма завершилось.

Освящение церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Несколько лет прекрасное здание стояло неосвященным. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» только в феврале 1704 год, когда Русская Церковь — после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля — осталась без своего главы.

Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), «при высочайшем присутствии, — как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, — благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ».

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир — царь Петр обожал веселые застолья.

«По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение»
сообщается в книге «Дубровицы — знатное село».

По окончании торжеств Петр I отбыл в Петербург — его ждали великие дела.

Резьба храма

Резьба церкви Знамения в Дубровицах

Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

Резьба церкви Знамения в Дубровицах

Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

Курган

Смотровой курган рядом со Знаменской церковью в Дубровицах

О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было... высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли...

Православные храмы Московской области.


Саша Митрахович 04.10.2017 08:08

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко».

Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями.

Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нем сохранялись традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике», а шпиль... шпиль можно было и «потерпеть», тем более что в итоге он — в качестве завершения колоколен — вполне у нас прижился. Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать все, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный.

Знаменский храм в Дубровицахоригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трехлепестковой формы. План „распространяется в окружающее пространство“ причудливой конфигурацией лестниц». То есть, по факту, в основание церкви положен все-таки традиционный крест, хотя и со скругленными концами. Традиция спрятана за экзотикой.

Что еще? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объема, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделенной горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золоченой короной с крестом.

Орнаментально-скульптурный пояс

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

На снимке хорошо видна сложная фигурная кровля. С земли ее не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приемы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело...

Корона

Корона Знаменской церкви

Венчание храма короной для России уникально. Это совершенно не в отечественных традициях — понятно почему: трактовать такой «ход» можно было по-разному, в том числе и как главенство светской власти над духовной (установлением чего Петр I вскоре, кстати, и занялся). Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырехлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Восьмерик

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Сразу и не скажешь, что это действительно восьмерик (только сильно вытянутый) и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скругленной верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой.

Статуи святителей

Статуи святителей

Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.


Саша Митрахович 04.10.2017 08:26

Знаменская церковь в Дубовницах внутри

Знаменская церковь в Дубовницах внутри

Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всем великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (неудивительно — ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его «иностранном происхождении» у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объема храма — чем выше, тем богаче, изощреннее скульптура и напряженнее динамизм.

Интересно отметить наблюдение М. Дунаева:

«Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях».

Знаменская церковь в Дубовницах внутри

К слову о «регистровости композиции». Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы «башни» Знаменской церкви — своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под «башней» помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, — Возложение тернового венца, Несение креста, Распятие Христово, Положение во гроб. Над Распятием — Воскресение Христово. В следующем ярусе — ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними — ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, — Господь Саваоф.

Если авторство скульптуры — безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трехъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе — произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний — в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Все сооружение — сочетание величественности и изящества.


Саша Митрахович 04.10.2017 14:18

Знаменская церковь в Дубровицах богослужения контакты как добраться расположение на карте

Знаменская церковь в Дубровицах богослужения контакты как добраться расположение на карте

Знаменская церковь Дубовницы богослужения:

  • Богослужения в церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах совершаются согласно расписанию, которое можно посмотреть на сайте храма.
  • О совершении таинств и треб надо договариваться со священником заранее.
  • Храм открыт ежедневно с 9:00 до 17:00 или до конца вечерней службы.

Контакты:

  • Адрес: 142132, Россия, Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь иконы Божией Матери «Знамение»
  • Телефон: + 7 (4967) 65-16-44
  • Сайт: www.dubrovitsy-hrarn.ru

Как добраться самостоятельно к Знаменской церкви в Дубовницах:

Общественным транспортом: электричкой с Курского вокзала до Подольска, далее автобусом или маршрутным такси №65. Другой вариант: доехать до станции метро «Южная», оттуда — автобусом №417.

На автомобиле: по Варшавскому шоссе через Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы». На нем повернуть направо и ехать до поселка Дубровицы. Знаменскую церковь вы увидите издалека.

Расположение на карте:


Саша Митрахович 04.10.2017 14:25
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (3)

Гость
Гость 06.10.2017 07:28

Кто строил Знаменский храм, внешне совсем «неправославный», до сих пор загадка.

Саша Митрахович
Саша Митрахович ответил 06.10.2017 07:30

«Церковь... украшена снаружи многими изваяниями, какие выделывают итальянские художники», — писал в своем дневнике о дубровицком храме австрийский дипломат Иоганн Корб (1672—1741).

Гость
Гость 06.10.2017 07:36

О том, русские или заморские мастера украшали храм, специалисты спорят до сих пор. Бесспорно лишь, что мастера эти были исключительно талантливы.

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...