Знаменская церковь в Дубовницах внутри

Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всем великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (неудивительно — ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его «иностранном происхождении» у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объема храма — чем выше, тем богаче, изощреннее скульптура и напряженнее динамизм.
Интересно отметить наблюдение М. Дунаева:
«Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях».

К слову о «регистровости композиции». Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы «башни» Знаменской церкви — своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под «башней» помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, — Возложение тернового венца, Несение креста, Распятие Христово, Положение во гроб. Над Распятием — Воскресение Христово. В следующем ярусе — ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними — ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, — Господь Саваоф.
Если авторство скульптуры — безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трехъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе — произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний — в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Все сооружение — сочетание величественности и изящества.