Дворец Румянцевых-Паскевичей история

Строительство дворца в Гомеле
В 1775 году императрица Екатерина II пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву — а в придачу и денег на строительство новой гомельской резиденции для графа. Спустя два года были готовы первые проекты.
В 1785 году началось возведение дворца на месте деревянного замка Чарторыйского. К сожалению, архитектор, составивший его проект, «предпочел остаться неизвестным». Но в ряду претендентов на авторство имена обнаруживаются очень звучные — Иван Егорович Старов, строитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры, и Ю. М. Фельтен, которому Петербург обязан множеством гражданских зданий и храмов — в том числе знаменитой Чесменской церковью.
К 1794 году строительные работы завершились, и граф получил в свое распоряжение прекрасный образец раннего русского палладианства: двухэтажное, на высоком цоколе, здание, центром которого являлся бельведер, перекрытый куполом. Внешний декор был умеренным — пилястры в простенках между высоких окон и два портика коринфского ордера, четырехколонный парадный и шестиколонный парковый. Цокольный этаж предназначался для подсобных помещений и прислуги, в первом этаже находились парадные покои, во втором — жилые комнаты.
После смерти фельдмаршала в 1796 г. Гомель унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев. Им была собрана уникальная коллекция книг, находившаяся в Гомельском дворце, она легла впоследствии в основу Государственной российской библиотеки.
Первую реконструкцию дворца предпринял граф Н. П. Румянцев, — руками приглашенного им Джона Кларка. При Николае Петровиче главное здание дворца соединилось с двумя флигелями посредством галерей, оформленных колоннами ионического ордера.
Теперь мы застаем дворец таким, каким он стал при И. Ф. Паскевиче. Работами, производимыми в 1837— 1851 годах, руководил Адам Идзковский. Главное приобретение этого времени — башня высотой 32 метра, возведенная на месте разобранного до основания южного флигеля (северный флигель при этом остался, хотя и лишился своих ионических портиков). Эта постройка, не вполне соответствующая общему стилю дворцового ансамбля, придает ему тем не менее особое своеобразие. Мыслилась она как личное пространство Паскевича. Здесь он разместил свои коллекции, библиотеку. Изменился и парковый фасад дворца: Идзковский пристроил к нему веранду.
Дворец Румянцевых-Паскевичей после революции
После революции дворец поступил в распоряжение «молодого советского государства». Последняя его владелица, Ирина Паскевич, рассталась с ним, добровольно и вряд ли, в силу особенностей своего умонастроения, слишком сожалела о нем.
В 1919 году дворец сильно пострадал во время антибольшевистского восстания, названного в советской историографии «стрекопытовским мятежом» (по имени руководителя восстания штабс-капитана В. В. Стрекопытова). Многочисленные раны нанесла ему и Великая Отечественная война. В полной мере реставрационные работы завершились лишь к 1960-м годам, и дворец поделили между собой музей и дом пионеров. Во второй половине 1990-х здание стало полностью музейным.