Епископ Пахомий Симанский

Епископ Пахомий Симанский — епископ Русской православной церкви, епископ Устюжский и Тотемский (1766—1767), епископ Тамбовский и Пензенский (1758—1756).
Пахомий Симанский, будущий епископ Тамбовский и Пензенский, родился предположительно в 1709 году. Он происходил из дворянской фамилии Симанских, той самой, из которой спустя почти два века выйдет другой известный церковный деятель — патриарх Алексий I. Когда Пахомию было чуть больше сорока лет, он стал игуменом Лукиановой пустыни. Через три года он уже архимандрит Иосифо-Волоцкого монастыря. На этом посту он пробыл пять лет, а в 1753-м получил сан епископа Тамбовского и Пензенского.
Сразу после назначения епископ отбыл в воссозданную епархию. Резиденцией владыка избрал мужскую Казанскую обитель. Построил там архиерейский дом. Потом расчистил участок земли в Покровской слободе, который, согласно писцовым книгам, числился за Казанским монастырем (там со временем возвели здание Тамбовской духовной семинарии).
Кроме того, архимандриту пришлось заняться наведением порядка в епархии — после почти полувека безначалия там царил полнейший хаос. Например, Пахомий стал первым, кто задумался о необходимости открыть в Тамбове семинарию. Он начал собирать средства на ее строительство, заготавливать стройматериалы, выбрал нескольких человек для преподавания и изыскал средства на их обучение в Славяно-греко-латинской академии.
Но у деятельности Пахомия были и другие аспекты. Например, известно, что он ревностно взялся за исполнение указа Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения, упразднив тринадцать монастырей в епархии.
Многие обвиняли епископа в жестокости. О нем говорили, что он был ласков только с посторонними, особенно с помещиками. А для находившихся в его подчинении священников он сам был как помещик для крепостных. Утверждали, что он нередко сек их плетьми, заковывал в кандалы, а их детей мог даже... продать своим приятелям. Нелегально, без оформления купчей.
Еще поговаривали, что со всех претендентов на сан епископ брал взятки, а потом заставлял заниматься тяжелым физическим трудом на архиерейском дворе — рыть канавы, возить стройматериалы, расчищать зимой снег. Иногда такая «барщина» могла длиться несколько лет...
Правда, другие историки считают, что это клевета. И на самом деле владыка был строг, но справедлив: за годы безначалия местное духовенство, мягко скажем, привыкло к вольности и безнаказанности.
Еще Пахомий стал первым в епархии, кто занялся так называемым разбором духовенства. В ходе этой процедуры из сословия исключались нештатные церковнослужители и их сыновья (те, кому исполнилось 15 лет). Потом их либо отдавали в солдаты, либо записывали в податные сословия.
Когда эти жалобы дошли до Синода, владыке сделали несколько замечаний, а потом в 1766 году перевели в Вологодскую епархию, но, говорят, и там он не смягчился. Через некоторое время Пахомия уволили на покой. Он поселился в Москве, сначала Новоспасском монастыре, а затем в Спасо-Андрониковой обителе. Рассказывают, что в своих покоях он устроил домовую церковь с написанным на холсте иконостасом, а также портретами царей и великих князей.
Скончался владыка в 1789 году.