Лукианова пустынь - мужской монастырь

Содержание:
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь была основана преподобным Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель получила известность благодаря строгости монашеской жизни и внешнему благолепию.
Богородице-Рождественская Лукианова пустынь связана с Александровой Успенской обителью тесными узами. И основатель Успенского монастыря преподобный Лукиан Алексанровский, и продолжатель его дела, устроитель обители преподобный Корнилий, были настоятелями пустыни.
Предание основания Лукиановой пустыни
История Лукиановой пустыни берет свое начало в 1594 году. В селе Игнатьево, что недалеко от Александровской слободы, по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова возвели деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В один из дней священник этой церкви отец Григорий, войдя в нее перед началом богослужения, не нашел храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы на привычном месте. Только спустя несколько дней один из местных жителей обнаружил ее неподалеку, в лесном урочище «Псковитино Раменье». «И аби явися ему то дражайшее сокровище - святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе...»
О находке сообщили и священнику, и прихожанам. Все поспешили к указанному месту. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». Икона с благоговением была доставлена обратно в храм. Через некоторое время все повторилось: икона необъяснимо исчезла, затем появилась в том же пустынном месте в лесу стоящей «на воздусе». Вновь икона была возвращена в храм, но вскоре опять исчезла и явилась на том же месте. Святитель Иов, Патриарх Московский, узнав об этом, благословил перенесение деревянного храма из села Игнатьево на место необычного явления иконы Пресвятой Богородицы. Священник, по благословению Патриарха Иова, с помощью прихожан перенес церковь на место чудесного явления иконы и поселился при ней.
История монастыря

В Смутное время село Игнатьево обезлюдело. Во времена польско-литовской интервенции церковь была разграблена и несколько десятилетий простояла в запустении. Прогнила и обвалилась крыша, многие иконы «облиняли», но чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы сохранился невредимым.
В 1640 году благочестивый человек из города Галича, искавший иноческих подвигов, построил себе келию при церкви и обосновался в ней. Это и был преподобный Лукиан, тогда еще носивший мирское имя Иларион. Он и его преемник, преподобный Корнилий, очень много сделали для благоустройства и процветания обители.
Каменное строительство
До второй половины XVII века все постройки монастыря оставались деревянными. В 1680-1684 годах преподобный Корнилий возвел первое каменное здание - трапезную церковь Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата. В конце столетия развернулось строительство других каменных строений. В 1690 году был построен Казначейский корпус, а в 1694-1696 годах -Хлебенные кельи и Больничная палата. В 1712-м появился новый собор Рождества Богородицы, было начато строительство каменной ограды, законченное только к 1733 году. При Больничной палате в 1714-м возвели церковь Великомученицы Екатерины.
Согласно монастырским описям 1718 года, пустыни принадлежали три деревянные часовни с иконами для денежных сборов. Они располагались вне монастыря: за слободой, на дороге, ведущей в столицу, и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот Белого города имелось подворье Лукиановой пустыни, впоследствии упраздненное.
В XVIII веке над могилой преподобного Лукиана была построена «полатка». На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост.

На средства александровских купцов постоянно обновлялась риза на явленной чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1843 году была сделана новая двусторонняя риза. В пустыни было по крайней мере три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, сделанные в XIX веке специально для выноса из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.
По плану 1824 года в пустыни имелись: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом Великомученика Феодора Стратилата, храм Великомученицы Екатерины, часовня преподобного Лукиана, двухэтажный настоятельский дом и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. За пределами монастыря располагались хозяйственные постройки, собственные конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у монастырских стен традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.
Внутри монастыря, вдоль его восточной стены был разбит так называемый регулярный парк, состоявший из хвойных и лиственных пород деревьев. У западной стены располагался плодовый сад (сто саженцев яблонь и других культур), а также огород, пчельник и каменная оранжерея. Храмы окружали цветники. Недалеко от настоятельского корпуса существовал пруд с садком для рыбы. Несколько прудов было за стенами обители.
За оградой монастыря, в особом здании размещались гостиница для паломников и церковно-приходская школа. Здесь же, недалеко, находились хозяйственные постройки: конный и скотный дворы, прачечная, подсобные каменные и деревянные флигели, а также кирпичный и изразцовый заводы (например, в 1911 году на них было изготовлено сто шестьдесят три тысячи кирпичей).
Монастырь имел свое подворье в городе Александрове - двухэтажный полукаменный дом, водяную мельницу на реке Малый Киржач, подаренную когда-то еще Петром I. Пустынь владела пахотными землями, лесными дачами, покосами, пустошами и даже речками.
По документам Свято-Лукиановой пустыни, датированными 1917 годом, монастырская братия состояла из 37 человек.
После революции
Лукианова пустынь была закрыта первой во Владимирской епархии после Октябрьской революции - в 1920-х годах - и первой открылась после долгого перерыва.
Разграбленные, разрушающиеся от времени и непогоды храмы и постройки Лукиановой пустыни, как и первый храм Рождества Пресвятой Богородицы в далекую эпоху польской интервенции и Смутного времени, в советское время долго смотрели в мир пустыми глазницами окон и дверей, и, казалось, судьба их предрешена.

Монастырь оказался закрыт богоборческими властями, а все его имущество поступило в музей. Часть икон и святынь была поругана и уничтожена, строения при этом передали в пользование соседнему совхозу. С тех пор местопребывание чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остается неизвестным.
В самой пустыни все шло по накатанному советскому сценарию. В Богоявленской церкви в 1924 году обосновался приемник для беспризорников, а в Екатерининском храме годом позже устроили клуб. Лукианову часовню варварски разрушили. Монастырское кладбище уничтожили. «Побывал» в монастырских стенах, уже в 1970—1980-е годы, и дом престарелых с отделениями для душевнобольных и слепых стариков. Последний «хозяин» монастырского комплекса — комбинат искусственных кож — использовал его в качестве хозяйственной базы.
12 мая 1991 года, в шестую неделю по Пасхе, состоится исторический крестный ход из Александрова в Лукианову пустынь, восстановленный после 70-летнего перерыва и ставший первым шагом к возрождению заброшенной и поруганной обители.
Монахи шли в пустынь, не представляя, в каком разорении находится некогда известный на всю Россию монастырь. Особенно торжественным стал вход в святую обитель, не видевшую церковного торжества и не слышавшую церковного пения на протяжении семидесяти лет. Состоялся первый молебен на территории монастыря. По окончании службы монахи окропили святой водой все в монастыре - храмы, корпуса, территорию, чтобы призвать Божие благословение на новых насельников.
Тут же среди пришедшего с крестным ходом народа состоялся сбор средств на восстановление обители. Скромные копейки, положенные «в тарелку» малоимущими и пенсионерами, стали в тот момент дороже и ценнее, чем пожертвованные в другой ситуации десятки тысяч рублей людей обеспеченных.
За четверть века братии молитвами и трудами удалось вдохнуть ростки жизни в разрушенную и разграбленную Свято-Лукианову пустынь. Но до полного ее восстановления еще очень далеко. Немалых денежных и материальных ресурсов требуется для продолжения восстановления главной святыни монастыря - собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Ждут реставрации разрушенные в советское время святые ворота и часовня, стоявшая некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Нужны средства для восстановления больничного храма во имя святой великомученицы Екатерины, капитального ремонта игуменского корпуса, реставрации монастырской стены и ее башен.
Насельники монастыря стойко переносят все тяготы и неудобства, связанные с восстановительными работами. Братия уповает на то, что молитвенное заступничество Божией Матери, предстательство Небесного покровителя пустыни преподобного Лукиана, усердные молитвы, а также посильная помощь прихожан и благотворителей помогут вернуть обители тот облик, благодаря которому она славилась в России на протяжении нескольких столетий.
А в 1992 году были обретены находившиеся около 350 лет под спудом святые мощи основателя обители — преподобного Лукиана. Ныне они открыты для поклонения верующих.
Лукианов монастырь и Романовы
Свято-Лукианов монастырь относится к таким местам, которые на протяжении своей истории пользовались особым покровительством династии Романовых. Архивы сохранили свидетельства о том, что царь Феодор Алексеевич неоднократно посещал Лукианову пустынь. Он почитал чудотворный «Лукиановский» образ Рождества Богородицы и прислушивался к наставлениям преподобного Корнилия. Результатом царского благоволения стали земли и угодья, которыми царь щедро одаривал святую обитель. В ризнице Богоявленского собора до революции хранились подлинные грамоты Феодора Алексеевича 1677-1681 годов на владение жалованными землями, ставшими основой благосостояния монастыря.
В 1680 году преподобный Корнилий начал строительство нового каменного собора Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича. Это стало выражением благодарности царю-благодетелю, который за шесть лет своего пребывания на престоле немало способствовал процветанию пустыни.
Другие Романовы продолжали опекать монастырь и в дальнейшем. В 1712 году был освящен новый пятиглавый каменный собор, построенный на том месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. При освящении присутствовали сестры царя Петра I царевны Мария и Феодосия. Украшением собора занимались царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
В 1714 году, после челобитной царю, монастырь получил возможность построить каменную больничную Екатерининскую церковь. Тогда же были возведены южная часть монастырской каменной ограды со святыми воротами и две башни.
Праздники обители
Праздники обители:
- 6 (19) января - Богоявление Господне
- 8 (21) февраля и 8 (21) июня - вмч. Феодора Стратилата
- 6-я Неделя по Пасхе - прпп. Лукиана и Корнилия. Совершается крестный ход с иконой Рождества Богородицы в город Александров
- 8 (21) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
- 9 (22) сентября -преставление прп. Лукиана.
Расписание богослужений
Расписание богослужений: В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужения. Литургии служатся не менее трех раз в неделю (в зависимости от количества церковных праздников). Расписание богослужений всегда представлено на сайте монастыря.
Приписной храм: вмч. Димитрия Солунского вс. Бакшеево.
Контакты
- Адрес: 601611, Россия, Владимирская область, Александровский район, п/о Бакшеево, д. Лукьянцево.
- Телефон: +7 (49244) 38292, +7 (930) 7462755
- Электронная почта: info@slpustin.ru, nikodp98@gmail.com
- Сайт: www.slpustin.ru
Как добраться
Из Москвы с Ярославского вокзала следуют электропоезда с интервалом от 20 минут до 1,5 часа. Время в пути на обычной электричке -2 часа го минут, на экспрессе «Москва - Александров» - 1 час 40 минут. Далее автобусом до деревни Лукьянцево (отправление в 07:30, 14:30 и 18:00).
На автомобиле - по Ярославскому шоссе до поворота на г. Александров. Далее двигаться все время прямо, потом через город до поворота на деревню Лукьянцево. Расстояние - 115 км.
Расположение на карте
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни

Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы XVII века. Строительство собора было поручено каменщику Шабунину «со товарищи».
Собор является наглядным примером нарышкинского барокко. В данном случае - поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией.
Высокий трехсветный четверик, поставленный на подклет, завершен пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трехчастной алтарной апсидой, трехлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида - трехчастной конхой.
Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое из которых завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных «хозяев» обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждет восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамленные наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решетки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решетки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев.
Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания.
В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.
Богородицкий собор Лукиановой пустыни внутри

В 1893 году в Лукиановом монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах.
Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма иллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержанны.
Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них - по три композиции, объединенные рнаментальными арками. На северной стене находятся композиции «Исцеление слепого», «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Благословение детей».
В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна.
На западной стене - сцены «Крещение Руси св. князем Владимиром», «Богоматерь на престоле» и «Крещение княгини Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.
На южной стене расположены композиции «Воскрешение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон - преподобные Ефрем и Евфимий.
В изображениях святых преобладают голубые, светло-зеленые и розоватые насыщенные цвета.
После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Сегодня они радуют взор монахов и паломников монастыря. Но братия не теряет надежды на то, что в недалеком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.
Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни

Храм Богоявления Господня - наиболее древний в Лукиановой пустыни. Его возведение началось в 1680 году по инициативе преподобного Корнилия.
Двуглавый объем храма, как и вытянутая по продольной оси двухстолпная трапезная, считаются уникальными образцами русской храмовой архитектуры конца XVII столетия. Если говорить о стиле, то и трапезная, и храм напоминают постройки Успенского монастыря в Александрове, сооруженного по царскому заказу. Храм Богоявления Господня можно смело назвать примером столичной архитектуры, характерной для времен царя Феодора Алексеевича Романова.
Четверик и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, заканчивающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной с южной стороны и меньшей, придельной, - с северной. Над восточной частью всего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении - он завершается двумя главками на круглых глухих барабанчиках.

С запада видна шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и двумя ярусами слухов в шатре. На колокольне установлены пять колоколов XIX - начала XX века.
Перед колокольней возведено белокаменное крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах, вызывающее ассоциации с иллюстрациями из русских народных сказок. Оно пристроено позднее, и его скромный эклектический декор с арками и висячими «гирьками» подражает моде той поры.
Помещения Богоявленского храма на двух этажах просторные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. Приделы храма и апсиды перекрыты коробовыми сводами, а апсида придела - граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.
Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни внутри

Храм Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата - единственная действующая церковь в обители.
От большой каменной паперти с колоннами и сводом, увенчанным крестом, крутая лестница ведет к входу в храм. Стены лестничного пролета расписаны в 2012 году.
Внутри храма все просто, отсутствует вычурность, стены не расписаны. Небольшие оконца и высокие сводчатые потолки создают приглушенное мягкое освещение даже в самые солнечные дни.
В центральном приделе Богоявления Господня службы совершаются по праздникам и воскресным дням.
В алтаре придела находится большая часть мощей преподобного Корнилия в латунном мощевике. На стене алтаря располагается икона Рождества Пресвятой Богородицы (список XIX века), хранившаяся до 1994 года у верующих деревни Исаевки.
Место для братии монастыря отделено от трапезной части храма небольшим возвышением, на котором находится клирос, место игумена и устанавливается праздничная икона. Обращает внимание расположенное здесь трехъярусное латунное свечное паникадило на 32 свечи.

В трапезной части придела на западной стороне второго столпа - большая икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в 1998 году на основе информации об утраченном чудотворном образе. Вокруг иконы, представляющей собой средник, написаны Господские и Богородичные праздники. У южной стены трапезной части храма, справа от входа, в деревянном резном киоте хранится главный почитаемый в обители образ Рождества Пресвятой Богородицы XIX века, обнаруженный в Успенском монастыре в 1990-х годах. Рядом находится позолоченный мощевик на латунной тумбе с мощами 50-ти святых.
Слева от входа, у восточной стены трапезной части храма, - икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» в деревянном резном киоте, рядом - мощи преподобного Лукиана в деревянной резной раке.
Северный придел, освященный во имя великомученика Феодора Стратилата, используется для проведения повседневных служб в течение недели. Иконостас придела трехъярусный, написанный в темно-зеленых тонах. Местные иконы - Господа Вседержителя и Божией Матери «Смоленская» (последняя сохранилась неповрежденной после почти полувекового запустения первого деревянного храма в начале XVII века вместе с явленной иконой Рождества Пресвятой Богородицы).
На северной стороне второго от входа столпа находится икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» XVIII века. На северной стене придела, ближе к алтарю располагается большая икона Царственных Страстотерпцев, написанная в начале 2000-х годов Эта часть храма используется также для проведения таинства крещения и великого освящения воды в праздник Богоявления.