Собор Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни

Возведение нового пятиглавого каменного собора на том самом месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы, началось в последние годы XVII века. Строительство собора было поручено каменщику Шабунину «со товарищи».
Собор является наглядным примером нарышкинского барокко. В данном случае - поздний вариант воплощения этого стиля в сочетании с традиционной для русской храмовой архитектуры бесстолпной композицией.
Высокий трехсветный четверик, поставленный на подклет, завершен пятью небольшими цилиндрическими барабанчиками с главами и дополнен трехчастной алтарной апсидой, трехлепестковой в плане. Четверик перекрыт крутым сомкнутым сводом, а апсида - трехчастной конхой.
Все фасады храма разделены лопатками на три высоких прясла, каждое из которых завершено кокошником. Западный фасад, а также большие части северного и южного фасадов опоясаны просторной галереей. Пережив многочисленных «хозяев» обители, она в полуразрушенном состоянии сохранилась до наших дней и ждет восстановления. В третьем уровне света находятся высокие окна, обрамленные наличниками в стиле нарышкинского барокко с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. В окнах всех ярусов сохранились железные кованые решетки, выполненные из полос прямоугольного сечения. На окнах второго и третьего света решетки волнообразные и изготовлены из круглых в сечении прутьев.
Обращают на себя внимание крупные, оригинальные S-образные анкерные затяжки, которые использовались при реставрации храма в 1851 году по всему периметру для укрепления здания.
В подклетном этаже храма до закрытия монастыря находился некрополь упокоенных здесь представителей семейства дворян Собакиных, игумена Авраамия и других благотворителей обители. Склеп восстановлен в 2016 году.
Богородицкий собор Лукиановой пустыни внутри

В 1893 году в Лукиановом монастыре готовились торжественно отпраздновать предстоящее через год 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К этой знаменательной дате в соборе выполнили роспись на внутренних стенах.
Академические по манере росписи в стиле позднего классицизма иллюстрировали жизнь Иисуса Христа. Евангельские сцены находились над окнами, по три на каждой стене. А изображения святых были помещены внизу, между окнами. Письмо считается светотеневым, пропорции у него несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержанны.
Расписаны только северная, западная и южная стены четверика. На каждой из них - по три композиции, объединенные рнаментальными арками. На северной стене находятся композиции «Исцеление слепого», «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Благословение детей».
В простенках нижнего ряда окон помещены изображения преподобных Кирилла, Андрея и Иоанна.
На западной стене - сцены «Крещение Руси св. князем Владимиром», «Богоматерь на престоле» и «Крещение княгини Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.
На южной стене расположены композиции «Воскрешение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон - преподобные Ефрем и Евфимий.
В изображениях святых преобладают голубые, светло-зеленые и розоватые насыщенные цвета.
После закрытия обители, когда территорию монастыря занимал дом инвалидов, центральная часть собора использовалась для сушки белья, поэтому росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Сегодня они радуют взор монахов и паломников монастыря. Но братия не теряет надежды на то, что в недалеком будущем росписи будут отреставрированы и вновь засияют своей первозданной красотой в восстановленном соборе.