Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни

Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни

Храм Богоявления Господня - наиболее древний в Лукиановой пустыни. Его возведение началось в 1680 году по инициативе преподобного Корнилия.

«Сказочное» крыльцо храма.Двуглавый объем храма, как и вытянутая по продольной оси двухстолпная трапезная, считаются уникальными образцами русской храмовой архитектуры конца XVII столетия. Если говорить о стиле, то и трапезная, и храм напоминают постройки Успенского монастыря в Александрове, сооруженного по царскому заказу. Храм Богоявления Господня можно смело назвать примером столичной архитектуры, характерной для времен царя Феодора Алексеевича Романова.

Четверик и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, заканчивающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной с южной стороны и меньшей, придельной, - с северной. Над восточной частью всего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении - он завершается двумя главками на круглых глухих барабанчиках.

Все окна собора с лучковыми перемычками украшены наличниками. В нижнем ярусе наличники рамочные с килевидными завершениями.

С запада видна шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и двумя ярусами слухов в шатре. На колокольне установлены пять колоколов XIX - начала XX века.

Перед колокольней возведено белокаменное крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах, вызывающее ассоциации с иллюстрациями из русских народных сказок. Оно пристроено позднее, и его скромный эклектический декор с арками и висячими «гирьками» подражает моде той поры.

Помещения Богоявленского храма на двух этажах просторные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. Приделы храма и апсиды перекрыты коробовыми сводами, а апсида придела - граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.

Храм Богоявления Господня в Лукиановой пустыни внутри

Общий вид интерьера Богоявленского храма.

Храм Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата - единственная действующая церковь в обители.

От большой каменной паперти с колоннами и сводом, увенчанным крестом, крутая лестница ведет к входу в храм. Стены лестничного пролета расписаны в 2012 году.

Внутри храма все просто, отсутствует вычурность, стены не расписаны. Небольшие оконца и высокие сводчатые потолки создают приглушенное мягкое освещение даже в самые солнечные дни.

В центральном приделе Богоявления Господня службы совершаются по праздникам и воскресным дням.

В алтаре придела находится большая часть мощей преподобного Корнилия в латунном мощевике. На стене алтаря располагается икона Рождества Пресвятой Богородицы (список XIX века), хранившаяся до 1994 года у верующих деревни Исаевки.

Место для братии монастыря отделено от трапезной части храма небольшим возвышением, на котором находится клирос, место игумена и устанавливается праздничная икона. Обращает внимание расположенное здесь трехъярусное латунное свечное паникадило на 32 свечи.

Северный придел храма, освященный во имя великомученика Феодора Стратилата.

В трапезной части придела на западной стороне второго столпа - большая икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в 1998 году на основе информации об утраченном чудотворном образе. Вокруг иконы, представляющей собой средник, написаны Господские и Богородичные праздники. У южной стены трапезной части храма, справа от входа, в деревянном резном киоте хранится главный почитаемый в обители образ Рождества Пресвятой Богородицы XIX века, обнаруженный в Успенском монастыре в 1990-х годах. Рядом находится позолоченный мощевик на латунной тумбе с мощами 50-ти святых.

Слева от входа, у восточной стены трапезной части храма, - икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» в деревянном резном киоте, рядом - мощи преподобного Лукиана в деревянной резной раке.

Северный придел, освященный во имя великомученика Феодора Стратилата, используется для проведения повседневных служб в течение недели. Иконостас придела трехъярусный, написанный в темно-зеленых тонах. Местные иконы - Господа Вседержителя и Божией Матери «Смоленская» (последняя сохранилась неповрежденной после почти полувекового запустения первого деревянного храма в начале XVII века вместе с явленной иконой Рождества Пресвятой Богородицы).

На северной стороне второго от входа столпа находится икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» XVIII века. На северной стене придела, ближе к алтарю располагается большая икона Царственных Страстотерпцев, написанная в начале 2000-х годов Эта часть храма используется также для проведения таинства крещения и великого освящения воды в праздник Богоявления.


Саша Митрахович 29.12.2018 08:26
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча