Успенский монастырь Александров

Содержание:
Свято-Успенский женский монастырь Александрова представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, сформировавшийся практически в современном виде при Иване Грозного. Такой цельности и сохранности единых комплексов в России очень немного, их можно по пальцам пересчитать.
Территорию бывшей Александровской слободы ныне делят возрожденный в начале 1990-х годов Успенский монастырь и Музейзаповедник «Александровская слобода». Об этом необходимо помнить всякому, отправляющемуся сюда за историческими, эстетическими или религиозными впечатлениями, — дабы не оказаться в неловком положении. И если в храмах, где развернуты музейные экспозиции, допустимо вести себя «по-туристически», то там, где возносится молитва к Богу, следует придерживаться монастырских правил. Все-таки монастырь — место особое, тихое, «богомысленное».
Давайте Посмотрим достопримечательности Александрова кремля.
Покровская церковь (Троицкая) Александров

Покровская церковь Александрова с трапезной палатой и колокольней.
Согласно археологическим открытиям 1990-х гг. Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х годах в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Сначала Покровская церковь носила наименование Троицкой, потом Покровский и Троицкий храмы были переосвящены, «поменявшись» посвящениями.
Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.

Храм был построен из белого камня и большемерного кирпича. Первоначально он состоял из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Троицкий храм был домовым храмом Ивана Грозного.
Не удивительно поэтому его шатровое завершение – излюбленная архитектурная форма царя. Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.
Шатер Покровской церкви изнутри расписан фресками XVI века, которые плохо сохранились. В 1863 году стены покрыли довольно «элементарной» росписью, а также заменили древний иконостас новым.
В XVII веке, после польско-литовского разорения, были сделаны новые пристройки к храму. С запада к нему примкнули новая обширная трапезная с шатровой колокольней, нижний ярус с трех сторон обнесли галереями, с юга пристроили придел. Вероятно, тогда же церковь была переосвящена из Троицкой в Покровскую.
К трапезной палате примыкает четырехъярусный четверик колокольни, украшенной изразцами. Над ним — восьмигранник звонницы с шатровым верхом. Когда-то на колокольне имелись древние часы с исчислением времени по восходу и заходу солнца. Сами часы не дошли до наших дней, но отдельные части их механизма хранятся в местном музее и часовой келье. Лестничный ход ведет через колокольню в трапезную.
Трапезная палата построена на подвалах более ранней постройки и, видимо, сменила собой более древнюю палату XVI века. В центре большой трапезной стоят два мощных столба, грани которых переходят в ребра сводов.
К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.
В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.
Удивителен объем подвалов Покровской церкви: так, их глубина составляет три с половиной метра. Вполне возможно, что они предназначались царем для хранения казны и драгоценностей. В подвале есть ниша, которая могла использоваться для захоронения кого-либо из членов царской семьи. Но сейчас ниша пуста, и что в ней было, точно установить уже невозможно.
Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.
В XX веке Покровская церковь дважды реставрировалась: в 1960— 1964 годах и в середине 1980-х — начале 1990-х годов. В ходе реставрации восстановили белокаменные подвалы, подклеты, трапезную, фрески шатра и интерьер. Капитально был отремонтирован шатер. В под-клете и подвале храма сейчас располагается музейная экспозиция.
Успенская церковь Александрова кремля

Успенская церковь Александрова кремля, стоящая у южной стены комплекса, так же, как и большинство построек Александровской слободы, имеет несколько этапов строительства. Церковь имеет два придела: северный — во имя святителя Николая Чудотворца, и южный — во имя Иоанна Крестителя.
Первоначально это была одноглавая белокаменная церковь на высоком подклете, которую охватывала арочная галерея. Эта часть была построена в 1571-1577 гг., по-видимому, как домовый храм. В 1660-х гг. церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами только что основанного в слободе Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания, ставшее пятиглавым, были заложены арки галереи и пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод. С 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром. Еще немного позднее, в кон. XVII в., с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус.
От декора XVI века сохранились нарядные, выполненные во «фряжской» (итальянской) манере филенки пилястр и порталов основного объема храма, с красивыми, пышными розетками. Исследователи находят сходство между ними и украшениями Архангельского собора в Московском Кремле. Перекликаются украшения этой церкви и с декором Троицкого собора. Убранство XVII века, напротив, сдержанно и строго.
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
В 1651 году Успенская церковь стала первым монастырским храмом: царь Алексей Михайлович даровал ее обители. Именно поэтому монастырь и стал называться СвятоУспенским. Церковь сильно пострадала в Смутное время и к тому времени, когда здесь поселились монахини, уже сорок лет, с 1610 года, стояла в запустении. Жители слободы называли ее «Успения в буграх» — от «бугров», то есть развалин дворцов XVI века.
Престроика Успенской церкви Александрова
Первую переделку храма — закладку открытых галерей кирпичом — произвели еще при Иване Грозном. Более значительная перестройка была выполнена в 1660-х годах, когда и сложился нынешний вид Успенской церкви. Храм (до того одноглавый) тогда превратили в пятиглавый. В 1663—1667 годах мастера, присланные царем, возвели двухэтажную трапезную (под ней находились хлебная и поварня) и колокольню с восемью колоколами и железными часами. Кроме того, устроили новый придел во имя преподобной Марии Египетской — в честь небесной покровительницы царицы Марии Милославской, первой жены Алексея Михайловича и благотворительницы монастыря. В 1670-х годах на месте разобранного двора великого князя Василия III к церкви пристроили двухэтажную сводчатую палату.
Глубокие и обширные подвалы Успенской церкви во времена Ивана Грозного служили хранилищем казны. Легенда рассказывает, что из этих подвалов по тайному подземному ходу — «государевой трубе» — можно было проехать на тройке лошадей и незамеченным выбраться за пределы Александровского кремля.
В монастырский период подвалы служили ледником. Хранение в них льда привело к тому, что храм просел, а в стенах появились трещины. В 1750-х годах императрица Елизавета Петровна выделила большие средства на ремонт Успенского храма. В результате стены укрепили, а арки в подвалах заложили камнем.
В подклете на стенах нацарапаны загадочные надписи, в которых можно разобрать слова «Яков» и «мужи», здесь же присутствует рисунок храма. Надписи относят к XVI— XVIII векам, а что они означают, до сих пор не известно.
Успенская церковь неоднократно реставрировалась в XX столетии, что обеспечило хорошую сохранность здания. Ныне в ней размещается музейная экспозиция.
Троицкий собор Александров

В истории создания Троицкого собора в Александрове есть загадка, которую с увлечением пытаются разгадать современные исследователи. Она касается авторства этого сооружения. Другими словами, актуален вопрос: кто «придумал» проект Троицкого храма?
В 1513 г. в Александровом кремле был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).
Архитектура Троицкого собора в Александрове

Архитектура Троицкого собора в Александрове обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так:
«Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест».
Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Интерьер Троицкого собора

Одной из главных святынь Троицкого собора является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.
Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Цари в Троицком соборе Александровой слободы
Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своем веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставаясь почти до XIX века «царским богомольем». Впрочем, не только «богомольем» была эта обитель, но и «заточеньем» — и тоже для представителей царского рода.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г.
Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о ее древнем Троицком соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освященными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца.
В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
В соборной ризнице еще в XIX столетии хранились дары русских царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича... Известны грамоты Алексея Михайловича, а также Иоанна и Петра Алексеевичей касательно ружного жалованья священнослужителей Троицкого собора.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
В свою монастырскую бытность Троицкий собор оставался соборным храмом для всей Александровской слободы.
Троицкий собор Александрова после революции
После революции 1917 года началось разорение обители. В 1919 году большевики опечатали все храмы, кроме Успенского, но и для него это была лишь отсрочка — Успенскую церковь закрыли спустя четыре года. В 1921 году в бывшем монастыре власти организовали Александровский историко-бытовой музей.
В 1946 году, с возобновлением Владимирской епархии, власти, уступая многочисленным просьбам, передали соборный храм общине верующих: на десятилетия он стал единственной действующей церковью во всей округе.
Возрождение собора
Новая эпоха для Троицкого собора началась 10 ноября 1991 года, когда был возрожден Свято-Успенский женский монастырь; он явился одним из первых возобновленных монастырей Владимирской епархии
С 1 января 1992 года в Троицком соборе снова начались богослужения по монастырскому уставу.
В 1995 году произошло знаменательное событие — обретение мощей преподобного Корнилия Александровского, погребенного в склепе под алтарем Троицкого собора. Обретенные мощи ныне покоятся в раке в южном приделе соборного храма. В том же году, ранней осенью, Успенскую обитель посетил Патриарх Алексий II, совершивший молебен в Троицком соборе — у мощей преподобного Корнилия.
Ныне именно в Троицком соборе сконцентрирована молитвенная жизнь насельниц Успенского монастыря.
Богослужения в Троицком соборе Успенского монастыря Александрова
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно: утром — в 8:00, вечером — в 16:00.
Престольные праздники Троицкого собора (даты даны по новому стилю): 18 июля и 8 октября — память преподобного Сергия Радонежского; день Святой Троицы. 26 августа празднуется Страстная икона Божией Матери; 24 августа и в 6-ю неделю по Пасхе — память преподобного Корнилия Александровского.
График работы Музея-заповедника «Александровская слобода»
Музей-заповедник «Александровская слобода» открыт ежедневно, кроме понедельника. Часы работы: с 10:00 до 18:00; в пятницу музей закрывается на час раньше.
Контакты
- Адрес монастыря: 601600, Россия, Владимирская область, г. Александров, ул. Советская, 15, Свято-Успенский женский монастырь
- Телефон: +7 (49244) 2-34-80; 2-05-75
- Сайт Успенского монастыря: www.alexandrov-obitel.ru
- Сайт Музея-заповедника «Александровская слобода»: www.kreml-alexanrov.ru
Как добраться самостоятельно в Александрову слободу
На автомобиле: необходимо следовать из Москвы по федеральной трассе М-8 («Холмогоры») до Двориков, затем повернуть по указателю на Александров. В Александрове, доехав до центра по главной дороге, на Т-образном перекрестке нужно повернуть налево. Расстояние —130 километров.
Электрички из Москвы в Александров с Ярославского вокзала отправляются примерно раз в час, время в пути — чуть более двух часов.
До обители от станции ходят городские автобусы маршрутов №№4 и 7, остановка «Музей».
Расположение Троицкого собора на карте Александрова
Распятская церковь-колокольня

Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита) Александрова слобода.
Рядом с Троицким собором Александровой слободы, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту, возвышается стройная Распятская церковь-колокольня с шатровым завершением высотой 56 метров.
Распятская колокольня (до 1710 г. – церковь Алексея митрополита) датировалась 1570-ми годами. После того, как в 1940-е гг. А.С. Полонский выявил внутри нее более раннее столпообразное здание, последнее стали относить к первому строительному периоду Слободы и датировать, как и Покровский собор, 1513-м годом.
Церковь Алексея митрополита представляла собой восьмигранный трехъярусный столп, богато и нарядно украшенный.
Церковь «иже под колоколы» была выстроена с явным влиянием итальянской архитектуры, и, вероятно, примерно в одно время с собором.
Во времена Ивана Грозного (скорее всего, в 1570-х гг.) церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Колокольню увенчал высокий глухой шатер (окна в гранях шатра были сделаны позднее), основание которого опирается на несколько ярусов кокошников – так называемое «огненное» завершение объема. Эта колокольня стала первой на Руси, которую украсил шатровый верх; впоследствии такие завершения распространились по всей Руси, став практически самыми популярными в храмовой архитектуре.
С юга к церкви-колокольне примыкает звонница, соединенная с основным сооружением.
Над тремя рядами кокошников поднимается восьмерик с шатровым завершением. Источники свидетельствуют, что в шатре был деревянный чулан с часовым механизмом.
«Марфины палаты»
Колокольню окружают две галереи – открытая и закрытая. Нижняя, открытая галерея идет вокруг второго яруса колокольни; внутри же яруса с кокошниками проведена вторая, закрытая; ее освещают маленькие круглые оконца, проделанные в кокошниках. С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка (Марфины палаты), которую занимала царевна Марфа.
С 1698 по 1707 гг. в Успенском девичьем монастыре Александровской слободы пребывала сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, обвинённая в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном Стрелецком бунте. И хотя обвинение было фактически не доказано, её постригли в монахини под именем Маргариты и поселили в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне.
Она привезла с собой принадлежавшие ей вещи: зеркало, кожаный стул, слюдяную ширму-дверь, кресло, ларь (в нём находятся деревянные ковш и совок, плетеные форма для хлеба, лукошко и ситница; глиняные кувшин, горшок и кринка; два медных блюда).
С тех пор это небольшое сооружение носит название «Марфины палаты». Палаты сообщались с колокольней прорубленным в стене ходом. Ныне они принадлежат музею.
Неоднократно в эти годы посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский.

Колокольня известна также печальной легендой о Никите, холопе боярского сына Лупатова, который, мечтая научиться летать «аки птица», сделал крылья и смог, спрыгнув с колокольни, перелететь крепостную стену. За это Иван Грозный повелел его казнить. В указе об этом было сказано так: «Человек – не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит».
Другая легенда посвящена Смутному времени и повествует о том, что во время польско-литовского нашествия несколько сот человек заперлись в колокольне, а одна девушка, не желая попадать к полякам в руки, бросилась с колокольни и разбилась. После этого колокольня загорелась. Новейшие раскопки подтверждают, что примерно в эти годы сильный пожар в Распятской церкви-колокольне действительно произошел.
В конце XVII века на Распятской колокольне имелось двенадцать колоколов; один из них — пятисотпудовый «благовестник», вывезенный Иваном Грозным из Новгорода. Его пустили на пушки после нарвского конфуза Петра I. В 1823 году александровские купцы Каленов и Уголков подарили монастырю новый пятисотпудовый колокол. Но в нем было мало серебра, поэтому он оказался не столь благозвучным. Через некоторое время его отправили на переплавку.
Сейчас на колокольню открыт доступ всем посетителям музея. С ее открытой галереи открывается великолепный вид на Александровскую слободу и окрестности, давно превратившиеся в город Александров…
Музей-заповедник «Александровская слобода»

Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александровская слобода»
Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный пр., 20 тел.(49244) 2-03-97.
Время работы: 10-17, все дни, кроме понедельника. Во вторник касса от входа переносится в келейный корпус.
Стоимость посещения Александровой слободы:
Бесплатно можно гулять по слободе и посетить Троицкий собор – он является действующей церковью и к музею отношения не имеет. Вниманию туристов сейчас предложены 3 экспозиции:
- «Сокровища трех веков» в Успенской церкви
- «Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного»
- «Государев двор в Александровой слободе» в Покровской церкви

Стоимость посещения каждой экспозиции - 15 рублей каждая экспозиция с каждого взрослого, итого 90 рублей на двух взрослых. Бесплатной является фотосъемка на территории слободы и на всех музейных экспозициях, а вот за видеосъемку попросят заплатить – 50 руб.
Посетив музей-заповедник «Александровская слобода», можно совершить увлекательное путешествие во времена правления Ивана Грозного и ознакомиться с коллекциями оружия, утвари, книг, одежды, предметов быта и других артефактов второй половины XVI века.
В «Столовой палате XVI века», где устраивались царские застолья, принимались иностранные послы, решались государственные вопросы, можно увидеть интерьеры царских покоев, ознакомиться с историческими реконструкциями меню, сложным придворным этикетом царских пиров, учитывавшим не только родовитость и должности гостей на государевой службе, но и благосклонность к ним самодержца.
Большой интерес представляет выставка, посвященная легендам и былям Александровского кремля. Одной из таких легенд стала судьба знаменитой «Либерии» - библиотеки, собранной византийскими императорами на протяжении нескольких веков. После взятия турками Константинополя она какими-то непостижимыми путями оказалась в Москве, и ее новым владельцем стал московский царь Иван IV Грозный. Есть версия, что последним местом нахождения знаменитого собрания книг был именно Александровский кремль.
Вряд ли кого-то оставят равнодушными «Средневековые подвалы XVI века», находящиеся на глубине нескольких метров под одним из зданий кремля. Здесь томились в заключении люди, обвиненные в преступлениях, здесь их жестоко пытали в соответствии с нравами той эпохи. В экспозиции воссозданы фигуры Малюты Скуратова, главного опричника и правой руки Ивана Грозного, и его жертв, закованных в кандалы и колодки. Рядом находятся устрашающего вида орудия пыток, а сырость, холод и тусклый свет дополняют антураж этого зловещего места.
Надвратный Феодоровский храм Александров

Надвратная церковь вмч. Феодора Стратилата и келия прп. Корнилия - Феодоровский храм Александровой слободы
В центре западной монастырской стены, идущей вдоль берега реки Серой, прорублены святые врата. Они представляют собой три арки; средняя, самая широкая, предназначена для проезда, а две боковые — для прохода (правая арка сейчас заложена). Над вратами возвышается небольшой храм. Он строился во время правления государя Федора Алексеевича и был освящен в 1682 году во имя небесного покровителя самодержца — святого великомученика Феодора Стратилата. Надпись на древнем иконостасе церкви гласила:
«Небесный Царю, благоверного царя нашего и великого князя Феодора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани».
Надвратный Феодоровский Храм невелик, разделен на три части и отличается скромным убранством. Он имеет три главки — из них две боковые появились в XVIII веке.
Феодоровский храм первым был передан возрождающейся обители. Освятили его в 1993 году.
Однажды, при жизни преподобного Корнилия Александровского, благодетели обители испросили разрешение построить каменную трапезную. Святой, чтобы наблюдать за ходом работ (строительство шло днем и ночью), устроил у святых врат себе келью. Именно тогда недовольные монахи Лукиановой пустыни, возревновавшие своего настоятеля к Успенскому монастырю, стали упрекать его, что он живет в женской обители без святительского благословения. Услышав это, игумения Анисия вместе с двумя старицами поехала в Москву к Патриарху Иоасафу II, который благословил пребывание преподобного Корнилия в Свято-Успенской обители, утвердив свое решение грамотой.
Помещение Корнилиевой келии сохранилось, ее обстановка любовно воссоздана сестрами. Преподобный Корнилий жил в этой келии, пока не переселился в дом за оградой Успенского монастыря.
Сретенская церковь Александрова слобода

Церковь Сретения Господня в Александровой слободе.
При царе Федоре Алексеевиче у монастырского кладбища выросла церковь в честь Сретения Господня. По преданию, она была воздвигнута во второй половине XVII века трудами преподобного Корнилия. К храму примыкает одноэтажный каменный больничный корпус.
Под церковью находится глубокий белокаменный подвал, который мог остаться от какой-то более древней постройки. В этом подвале располагалась монастырская усыпальница. Здесь в 1707 году похоронили монахиню Маргариту (царевну Марфу Алексеевну), а в 1713 году — царевну Феодосию Алексеевну, завещавшую похоронить себя рядом с любимой сестрой.
В новейшее время Сретенская церковь была освящена в 1995 году.
Узница царских кровей в Александровском Успенском монастыре

На фото: Портрет инокини Маргариты (царевны Марфы Алексеевны), сводной сестры. Петра I.
Первой особой царского рода среди монахинь Александровского Успенского монастыря стала великая княжна Марфа Алексеевна. Царевна Марфа, сводная сестра Петра I, родилась в 1652 году от брака царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской.
До 1698 года она жила, вместе с прочими царевнами, в кремлевских покоях. В том году восставшие стрельцы вознамерились посадить на престол бывшую правительницу (регентшу при малолетних братьях Иване и Петре) царевну Софью, пребывавшую тогда в заключении в Новодевичьем монастыре. Марфа Алексеевна сообщила своей сестре о приходе в Москву стрельцов и об их желании видеть ее на царстве. Петр I, узнав о заговоре, срочно вернулся из-за границы в Москву и произвел розыск. Стрельцы-зачинщики были казнены в его присутствии, а сестер молодой самодержец допросил лично, после чего приказал постричь обеих в монашество.
В 1699 году Марфу Алексеевну сослали в Александровский Успенский монастырь и постригли в монашество с именем Маргарита. Для нее к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты «Марфины палаты», ставшие ее кельей.
Монастырское предание рассказывает, что царевна на монашеском поприще подвизалась в покаянии. Сохранились письма ее к царю Петру, царевнам и боярам, в которых она смиренно просит прислать доктора и своевременно доставлять средства к содержанию. До нас дошел рассказ о том, как царская дочь, вместе с другими инокинями, трудилась на уборке сена и носила кирпичи. Особенно нравилось ей рукоделие — вышивание золотом.
В 1706 году, проездом к матери, царевну тайно посетил ее племянник — впоследствии казненный отцом сын Петра I Алексей Петрович.
Марфа Алексеевна прожила в обители почти 10 лет и скончалась в 1707 году. И после смерти она пожелала сохранить скромность и простоту. Надпись на ее гробнице гласит:
«При последнем же сего света отшествии не восхоте, якоже достоит ей, в церкви особливо по-ложитися, но изволи и заповеда с любовью, смирения ради своего, в сей усыпальнице со убогими монахини во общей гробнице почивати до дне страшного пришествия Христова и общего мертвых воскресения».
Инокиня Маргарита за свое благочестие очень почиталась местными жителями, которые рассказывали об исцелениях, происходящих на ее могиле, даже называли ее святой.