Дионисий иконописец биография кратко

Дионисий иконописец биография кратко

Содержание:

На фото: Икона Божией Матери «Одигитрия» (1482) относится к московскому периоду творчества Дионисия и является наиболее ранней его работой, дошедшей до наших дней.

Современники называли Дионисия «изящным и хитрым иконописцем», его произведения ценились наравне с иконами Андрея Рублева (так, прп. Иосиф Волоцкий, желая примириться с волоколамским князем Федором Борисовичем, послал к нему «иконы Рублева письма и Дионисиева»). Но к концу XIX века имя мастера оказалось практически забыто. Его даже путали с прп. Дионисием Глушицким, представителем более раннего поколения иконописцев.


Любопытно, что иконописец Дионисий происходил отнюдь не из «простецов». Мастер принадлежал к сословию боярских детей, к семейству Квашниных. Родился он приблизительно в 1440 (или 1450) году, а самый ранний из известных нам «проектов», в которых он участвовал, — росписи Богородице-Рождественского собора в Пафнутьевом Боровском монастыре.

Тогда, в 1467 году, был еще жив основатель обители преподобный Пафнутий Боровский, и Дионисию, как гласит предание, дважды пришлось испытать на себе силу его молитв. В первый раз преподобный исцелил иконописца, когда у того разболелись ноги. А во второй раз — когда он впал в недуг из-за нарушения заповеди, установленной самим Пафнутием: не вносить в обитель мясной пищи. Иконописцы-миряне, конечно, могли есть мясо — но за пределами монастыря.

Видимо, в увлечении работой Дионисий как-то позабыл об этом, но после первого же проглоченного куска «заповедной» пищи вспомнил. Все тело его тут же покрылось сыпью, и только по молитвам прп. Пафнутия и братии недуг отступил.

Утраченные работы Дионисия

Страшный суд

«Страшный суд». Фреска Дионисиева письма на западной стене Богородице-Рождественского собора. В центре композиции — «Деисис», но, к сожалению, фигура Христа была утрачена из-за устройства дополнительного окна.

Работая в Пафнутьевом монастыре, Дионисий познакомился с прп. Иосифом Волоцким. Когда тот основал свою обитель, то упросил мастера поработать и для нее. В описи монастырского имущества от 1545 года говорится, что Дионисий написал для соборного храма Иосифо-Волоцкого монастыря «деисус большой», праздничный и пророческий ряды и, кроме того, украсил царские врата, изобразив на них традиционный сюжет Благовещения Пресвятой Богордицы и четверых евангелистов. Всего же обители принадлежало, согласно описи, 87 икон Дионисиева письма (и его артели).

К сожалению, ни фрески Пафнутьева монастыря, ни иконы, писанные Дионисием для Иосифа Волоцкого, не дошли до наших дней. Как не дошел до нас и «чюдный вельми» иконостас Успенского собора Московского Кремля, образа для которого также писал Дионисий (вместе с сотрудниками — священником Тимофеем и мастерами, которые в летописи фигурируют, как Ярец и Конь).

Сохранились лишь несколько икон, предположительно стоявших в местном (нижнем) ряде иконостаса. Две из них — святителя Петра и святителя Алексия (обе — с житийными клеймами) считаются принадлежащими кисти Дионисия.

Северный период творчества иконописца Дионисия

 Образ «Распятие» иконописца Дионисия.

Образ «Распятие» (1500) происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Образ одновременно скорбный и утешительный, совершенно лишенный натуралистичности, которой столь обременены произведения западных мастеров.

После написания икон для Успенского собора Дионисий, по-видимому, жил в Москве, работая над многочисленными заказами. В это время рядом с ним уже трудились его сыновья Феодосий и Владимир, и именно к этому времени относится наибольшее сближение Дионисия с прп. Иосифом Волоцким, составившим для него «Послание иконописцу».

Опыт общения с прп. Иосифом, одним из самых образованных в богословском отношении людей своей эпохи, многое дал Дионисию, как можно видеть из его работ «белозерского» периода. Начало его исследователи относят к концу 1490-х годов, а наиболее ранними из дошедших до нас «северных писем» Дионисия называют иконы из Павло-Обнорского монастыря (неподалеку от Вологды), датируемые 1500 годом.

В 1502 году, как мы уже писали, Дионисий с сыновьями исполнил фрески Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, а следующий год называется первым в ряду предположительных лет его смерти. Встречаются и такие: «до 1508» и «ок. 1520». Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял иноческий постриг и остаток дней провел в безмолвии и богомыслии.

Великий иконописец был очень выдающейся личностью России.


Саша Митрахович 11.04.2017 15:17

Феодосий и Владимир - Сыновья Дионисия

На рубеже XV–XVI веков московская живопись была представлена творчеством Дионисия и его сыновей. В отличие от многих своих предшественников-живописцев, иконник Дионисий был мирянином. Он сам обучил иконописному искусству своих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках Московской Руси.

Каменная церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре была заложена в 1484 году, а освящена в 1485-м году. Летом того же года его расписывали иконник Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием: «И подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием».

В 1500 году сыновья Дионисия, вероятнее всего, принимали участие в работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, а 1502 году вместе расписали собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

По смерти Дионисия младший сын, Феодосий, продолжает дело отца. В 1508 году он был приглашен самим великим князем Василием III для росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле.

На стенах собора были представлены лики и образы святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, византийских императоров и императриц, что символизировало преемственность власти московскими князьями, а также чтимые русские князья от киевских до Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича.

Феодосий был известен и как книжный оформитель. По заказу боярина и казначея Ивана Третьяка он писал заставки и миниатюры для Евангелия 1507 года. «Феодосием Изографом» были написаны евангелисты и украшения книги. С его именем связывают появление старопечатного орнамента. О творчестве старшего сына Дионисия, состоящего в артели отца, ничего не известно. Есть гипотеза, что он принял постриг с именем Вассиана.


Саша Митрахович 29.01.2018 08:47
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча