Преподобный Пафнутий Боровский

Преподобный Пафнутий Боровский

На фото: Икона преподобного Пафнутия Боровского.

В образе преподобного Пафнутия Боровского соединяется как будто несоединимое — суровость и доброта, любовь к устроению монастыря и непрестанная забота о небесном, какая-то «земная»рачительность и чудотворения...
По сути, он стоит у истоков разделения русского подвижничества на две ветви — условно говоря, на иосифлянство и нестяжательство. Но в нем самом еще не было никакого разделения; оба взгляда на монашеское призвание являют в этом святом гармоничное единство.

Пафнутий Боровский начало жизненного пути

Крещение преподобного Пафнутия. Фрагмент росписи собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева монастыря.Преподобный Пафнутий Боровский родитлся приблизительно в 1394 году в родовом селе Кудинове, что неподалеку от Боровска, и был окрещен Парфением. Его дедом был татарский баскак. Во второй половине XIV века, в пору русского национального подъема, апофеозом которого явилась победа русского воинства в Куликовской битве, институт баскачества приходил в негодность. Многие баскаки покидали русские земли — те же, кто оставался, принимали христианство. Таким был и дед преподобного, в крещении получивший имя Мартин. Его сын Иоанн по достижении совершеннолетия женился на девице Фотинии. В их семье и появился на свет будущий великий подвижник.

В детстве Пафнутий Боровский был тихим и скромным ребенком, с ранних лет полюбил уединение и молитву. Еще отроком Парфений поступил в боровский Высокий монастырь Покрова Божией Матери, игуменом которого тогда был Маркел. В двадцатилетием возрасте он постригся в монахи с именем Пафнутий. Около этого времени в Высоко-Покровскую обитель духовником был назначен преподобный Никита, ученик преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никита до того настоятельствовал в серпуховском Высоцком монастыре, но с годами ослаб глазами и перебрался в Боровск. Игумен Маркел определил Пафнутия к нему в ученики — таким образом, через преподобного Никиту Серпуховского к преподобному Пафнутию протянулась от «игумена земли Русской» особая духовная связь. Семь лет продлилось это ученичество, сыгравшее важную роль в судьбе боровского подвижника.

Назначение преподобного Пафнутия настоятелем Высоко-Покровского монастыря

В 1431 году, после смерти игумена Маркела, настоятелем Высоко-Покровского монастыря был избран преподобный Пафнутий. Согласился он взять на себя обязанности по руководству обителью лишь после настоятельных просьб братии и князя Боровского Симеона Владимировича. На этом поприще святой трудился еще несколько лет, пока его не настигла тяжелая хворь. В болезни преподобный принял постриг в схиму и готовился к смерти. Но не умер, а выздоровел и, увидев в этом испытании особый знак, тайно удалился из монастыря, желая поработать Господу в тишине отшельнической кельи.

Пафнутий Боровский основывает Боровский монастырь

В 1444 году Пафнутий Боровский вместе с еще одним иноком поселился на противоположном от Высокого монастыря берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истермы. Вскоре вокруг него собралась братия, и в 1448 году в новооснованном Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре уже был освящен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Первые годы новой обители не были легкими. Житие преподобного Пафнутия, составленное вскоре после его кончины святителем Вассианом (Саниным), постриженником святого, рассказывает о том, что ставший к тому времени воровским князем Василий Ярославич сильно гневался на преподобного, покинувшего пределы его города и косвенным образом вызвавшего оскудение братии Высоко-Покровского монастыря (многие уходили оттуда в Пафнутьев монастырь), и даже подсылал лихих людей, чтобы они сожгли новую обитель, но дурные замыслы всякий раз срывались. Позже князь Василий попал в татарский плен. Узнав же по освобождении, что преподобный Пафнутий молился о его разрешении от уз, просил прощения у святого и превратился в усердного его почитателя.

Каким был Пафнутий Боровский

Преподобный Пафнутий был суровым игуменом. Но суровость эта проявлялась прежде всего в отношении самого себя. Он работал на самых тяжелых работах, жил в бедной келье, носил самую худую одежду. Был строгим постником: по понедельникам и пятницам не ел вовсе, а по средам разрешал себе лишь сухоядение. Неусыпно следил он за соблюдением устава — особенно церковного правила; к службе всегда приходил первым. Прозорливость старца внушала ученикам благоговейный трепет, с почтением относились к нему и миряне. Прославился он и многими чудотворениями.

Преподобный был нищелюбив и всегда помогал страждущим. Когда в округе разразился голод, он взял на монастырское содержание до двух тысяч человек, чем совершенно истощил монастырские запасы и вызвал ропот братии. Но на следующий год случился такой урожай, что потраченное вернулось сторицей. Принимал преподобный Пафнутий всех (не допуская в обитель лишь женщин) и многих дарил нравоучительной беседой. Звания светского он не разбирал — если сильные мира сего были достойны осуждения, то он говорил им в лицо все, что думал. По свидетельству знаменитого ученика Боровского игумена, преподобного Иосифа Волоцкого, его учитель бывал милостив и снисходителен, но иногда, напротив, гневался и бранился. Так, князь Дмитровский Георгий Васильевич рассказывал близким, что, когда шел на исповедь к старцу, у него подгибались колени.

В 1467 году, еще при жизни первоначальника Боровского монастыря, была предпринята постройка белокаменного Богородице-Рождественского храма взамен старого деревянного. Преподобный сам принимал участие в строительстве, и, видимо, именно по его приглашению над росписями новой церкви трудились «живописцы хитрые в Рустей земли». «Хитрыми живописцами» были Митрофан и знаменитый Дионисий.

Последние дни жизни и смерть преподобного Пафнутия

В обители, обзаведшейся каменным соборным храмом, преподобный Пафнутий жил еще десять лет. 1 мая 1477 года, вскоре после Пасхи, он скончался и был похоронен, по его собственному завещанию, у южной стены Богородице-Рождественского храма. Дубовый гроб себе покупать великий подвижник запретил:

«На эти шесть денег купите калачей и раздайте нищим».

Узнав о собственной кончине за неделю до нее, преподобный Пафнутий говорил:

«Мне кто приказывал монастырь сей основать? Сама Пречистая Царица изволила... Не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и не серебром создавалось место сие, но волею Божией и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я от земных князей никаких даров для монастыря и не принимал от тех, кто хотел принести их сюда, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа...»

Личности Калужской области.


Саша Митрахович 14.02.2018 12:34
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча