Богородице-Рождественский собор Пафнутьева монастыря

Богородице-Рождественский собор Пафнутьева монастыря

Богородице-Рождественский собор Пафнутьева монастыря повидал на своем веку многое и многих — царей и расколоучителей, великих мастеров и вооруженных до зубов иноземцев, подвижников благочестия и богоборцев. В нем возносилась молитва к Богу и раздавались звуки жестокой сечи, в нем, рядом с ним творилась российская история.

Строительство и история Рождественского собора Пафнутьева монастыря

Нынешний Богородице-Рождественский собор стал третьим по счету соборным храмом в основанном преподобным Пафнутием Боровском монастыре.

Первый деревянный Богородице-Рождественский собор в обители появился уже в 1448 году, но простоял он менее двадцати лет. Богатые вклады в монастырь, быстро выдвинувшийся в число самых известных русских обителей, позволили еще при жизни преподобного Пафнутия приступить к возведению в нем белокаменного соборного храма. В 1467 году новый Рождественский собор был освящен.

В 1584—1586 годах первый каменный храм Боровского монастыря разобрали — почему, не вполне понятно. Известно лишь, что новый собор возводился по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, и на его средства.

В память об этом в церкви устроили два придела: во имя великомученика Федора Стратилата в южной части алтаря и во имя великомученицы Ирины у северной стены (женой Федора Иоанновича была царица Ирина, сестра Бориса Годунова; «царев шурин», кстати, и «надзирал» за строительством). В 1589 году собор освятили. В 1592 и 1596 годах богомольный царь Федор, на котором пресеклась московская линия Рюриковичей, приезжал в Боровский монастырь — новым храмом он остался весьма доволен.

Любопытно, что белокаменные бруски с фресками Митрофана и Дионисия после разборки прежнего храма были использованы при устройстве фундамента и возведении стен нового собора. Реставраторы, начавшие работу в монастыре в 1962 году, эти блоки обнаружили — к великой радости отечественных искусствоведов.

Сама Смута не обошла стороной монастырь — в 1610 году его взяли приступом отряды Лжедмитрия II и Яна Сапеги; защищавший обитель князь Михаил Константинович Волконский последний, смертный, бой с наступавшими «воровскими людьми» принял в самом соборе, у раки преподобного Пафнутия Боровского.

Три года после разорения 1610 года монастырь пребывал в полной разрухе. В 1613 году в него стали возвращаться иноки — постепенно знаки пережитой беды исчезли.

В 1644 году собор был внутри расписан «иждивением князей Оболенских-Лыковых». Впрочем, не только внутри. В прошлом фрески имелись и на «внешних» стенах храма, однако они в массе своей не сохранились.

На протяжении XVII—XIX веков Богородице-Рождественский собор частично переделывался и поновлялся. В середине XVII века его с трех сторон обнесли папертью, тогда же с южной стороны пристроили церковь Михаила Архангела. Чуть позже были растесаны окна — с изменением самой их формы. В конце XVIII столетия паперть разобрали и надложили главы; их шлемовидные окончания заменили восьмериками — тем самым собор несколько подрос в высоту и теперь смотрелся более гармонично с выросшей неподалеку высокой колокольней. В 1828 году исчезла церковь Михаила Архангела. Спустя девять лет площадь соборного храма была увеличена за счет добавления к нему с западной стороны просторной трапезной, которая стала самым поздним по времени его элементом.

Последнее испытание

Уже в XVIII веке по стенам Богородице-Рождественского храма поползли трещины. Их заделывали, но они появлялись в других местах. В XIX веке этот процесс продолжился, захватив и новопостроенную трапезную. Во время Великой Отечественной войны боевые действия велись в непосредственной близости от монастыря — в январе 1942 года один из артобстрелов накрыл обитель.

Дело довершила сельскохозяйственная школа, разместившаяся в оскверненном монастыре в советскую эпоху и приспособившая собор под гараж для тракторов, которые производили сильную вибрацию. В 1954 году, в день памяти святого основателя обители, центральный купол рухнул. Столь грозное предупреждение о том, что дальше разрушать древний монастырь нельзя, не услышать было невозможно. И в 1962 году в соборе появились реставраторы...

В новейшее время реставраторы вернули собору первоначальный облик — почти во всем, за исключением классицистической трапезной, которую, по некоторым уважительным причинам, было решено оставить на месте.


Саша Митрахович 14.02.2018 10:35
Загрузка...

Читать следующую статью

Комплекс Рождественской церкви с трапезной и колокольней

Читать предыдущую статью

Архитектурный ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча