Троицкий собор Александров

Троицкий собор Александров

В истории создания Троицкого собора в Александрове есть загадка, которую с увлечением пытаются разгадать современные исследователи. Она касается авторства этого сооружения. Другими словами, актуален вопрос: кто «придумал» проект Троицкого храма?


В 1513 г. в Александровом кремле был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).

Архитектура Троицкого собора в Александрове

Троицкий собор Александров

Архитектура Троицкого собора в Александрове обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.

Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так:

«Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест».

Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.

Интерьер Троицкого собора

Интерьер Троицкого собора Александров

Одной из главных святынь Троицкого собора является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь.

Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Тверские врата установлены в западном портале Троицкого собора.Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.

Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.

Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Цари в Троицком соборе Александровой слободы

Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своем веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставаясь почти до XIX века «царским богомольем». Впрочем, не только «богомольем» была эта обитель, но и «заточеньем» — и тоже для представителей царского рода.


Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г.

Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о ее древнем Троицком соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освященными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца.

В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.

В соборной ризнице еще в XIX столетии хранились дары русских царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича... Известны грамоты Алексея Михайловича, а также Иоанна и Петра Алексеевичей касательно ружного жалованья священнослужителей Троицкого собора.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

В свою монастырскую бытность Троицкий собор оставался соборным храмом для всей Александровской слободы.

Троицкий собор Александрова после революции

После революции 1917 года началось разорение обители. В 1919 году большевики опечатали все храмы, кроме Успенского, но и для него это была лишь отсрочка — Успенскую церковь закрыли спустя четыре года. В 1921 году в бывшем монастыре власти организовали Александровский историко-бытовой музей.

В 1946 году, с возобновлением Владимирской епархии, власти, уступая многочисленным просьбам, передали соборный храм общине верующих: на десятилетия он стал единственной действующей церковью во всей округе.

Возрождение собора

Новая эпоха для Троицкого собора началась 10 ноября 1991 года, когда был возрожден Свято-Успенский женский монастырь; он явился одним из первых возобновленных монастырей Владимирской епархии

С 1 января 1992 года в Троицком соборе снова начались богослужения по монастырскому уставу.

В 1995 году произошло знаменательное событие — обретение мощей преподобного Корнилия Александровского, погребенного в склепе под алтарем Троицкого собора. Обретенные мощи ныне покоятся в раке в южном приделе соборного храма. В том же году, ранней осенью, Успенскую обитель посетил Патриарх Алексий II, совершивший молебен в Троицком соборе — у мощей преподобного Корнилия.

Ныне именно в Троицком соборе сконцентрирована молитвенная жизнь насельниц Успенского монастыря.

Богослужения в Троицком соборе Успенского монастыря Александрова

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно: утром — в 8:00, вечером — в 16:00.

Престольные праздники Троицкого собора (даты даны по новому стилю): 18 июля и 8 октября — память преподобного Сергия Радонежского; день Святой Троицы. 26 августа празднуется Страстная икона Божией Матери; 24 августа и в 6-ю неделю по Пасхе — память преподобного Корнилия Александровского.

График работы Музея-заповедника «Александровская слобода»

Музей-заповедник «Александровская слобода» открыт ежедневно, кроме понедельника. Часы работы: с 10:00 до 18:00; в пятницу музей закрывается на час раньше.

Контакты

  • Адрес монастыря: 601600, Россия, Владимирская область, г. Александров, ул. Советская, 15, Свято-Успенский женский монастырь
  • Телефон: +7 (49244) 2-34-80; 2-05-75
  • Сайт Успенского монастыря: www.alexandrov-obitel.ru
  • Сайт Музея-заповедника «Александровская слобода»: www.kreml-alexanrov.ru

Как добраться самостоятельно в Александрову слободу

На автомобиле: необходимо следовать из Москвы по федеральной трассе М-8 («Холмогоры») до Двориков, затем повернуть по указателю на Александров. В Александрове, доехав до центра по главной дороге, на Т-образном перекрестке нужно повернуть налево. Расстояние —130 километров.

Электрички из Москвы в Александров с Ярославского вокзала отправляются примерно раз в час, время в пути — чуть более двух часов.

До обители от станции ходят городские автобусы маршрутов №№4 и 7, остановка «Музей».

Расположение Троицкого собора на карте Александрова


Саша Митрахович 26.02.2016 11:01
Загрузка...

Читать следующую статью

Распятская церковь-колокольня

Читать предыдущую статью

Успенская церковь Александрова кремля

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (3)

Саша Митрахович
Саша Митрахович 23.12.2017 13:49

Новая жизнь древнего Троицкого собора началась в 1990-е годы, после возрождения в Успенской обители иночества. Долгие годы до того пребывавший в качестве приходского храма, собор с тех пор перешел в ведение монастыря.

Гость
Гость ответил Саша Митрахович 23.12.2017 13:52

Распятская церковь-колокольня Александровского Успенского женского монастыря вновь «зазвучала» после десятилетий молчания. Самый мощный колокол на ней весил более тонны. Столь тяжелые колокола подняли на большую высоту с помощью вертолета — очень помогли тогда в этом летчики Киржачского авиаотряда.

Саша Митрахович
Саша Митрахович 24.12.2017 07:41

Плененные двери Троицкого собора Александрова монастыря



Новгородские (Васильевские) врата были вывезены из Новгорода Иваном Грозным в 1570 году.



Достопримечательностью Троицкого собора являются медные створчатые врата, привезенные Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород.



В южном входе помещены врата, снятые Грозным царем в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими — по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году).



Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. ак называемые Тверские врата установлены в западном портале Троицкого собора. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, «Весы духовные»), и даже апокрифические («Китоврас с царем Соломоном»), На среднем валике — изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: «Молит архиепископ Василий».



Сейчас высота врат — около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров.



Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укрепленными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы.



Предполагается, что врата эти были заказаны не позже XIV столетия для одного из тверских соборов. В Никоновской летописи имеется сообщение о вратах, выполненных по заказу епископа Тверского Феодора в 1343 и 1357 годах. Возможно, одни из них и есть врата, ныне установленные в Троицком соборе.



Впрочем, доказанным это считать нельзя. Исследователи до сих пор спорят о происхождении Тверских врат: всех устраивающее решение пока не отыскивается.


Каптча