Феофан Прокопович

Феофан Прокопович - архиепископ Велико-Новгородский и Велико-Лукский.
Феофан Прокопович, видный публицист и проповедник, церковный и государственный деятель, ближайший сподвижник Петра I в деле реформирования России, известен также тем, что принимал активное участие в разработке идеи иконостаса Петропавловского собора и, будучи архиепископом Новгородским, освящал новый соборный храм.
Архиепископ Феофан Прокопович известен не только как иерарх Русской православной церкви, но и как выдающийся просветитель и влиятельный политический деятель. Один из самых образованных людей своей эпохи, он получил разностороннее европейское образование.
В бытность свою преподавателем, а затем ректором Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович преподавал пиитику, философию и богословие, а также опубликовал ряд научных и художественных произведений, в которых излагал собственную точку зрения на историю страны и вопросы ее духовного развития.

Взгляды Прокоповича оказались близки воззрениям Петра I, - с 1716 года вчерашний ректор стал опорой государя в деле реформирования церкви. Деятельность на этом поприще оказалась весьма успешной, и в 1726-м Феофан Прокопович возглавил Святейший синод.
Влияние Феофану удалось сохранить и после смерти царя-реформатора: несмотря на интриги многочисленных противников, в эпоху правления Анны Иоанновны архиепископ по-прежнему оставался у власти.
Противоречивая личность Феофана Прокоповича
Феофан Прокопович был человеком, к которому бы как нельзя лучше подошло определение «Двуликий Янус». С одной стороны, это был просвещенный, всесторонне образованный ученый, автор трудов «Поэтика» и «Риторика», получивший образование в Европе и хорошо знакомый с трудами своих европейских коллег. С другой стороны, несмотря на годы, проведенные в Риме и даже на обучение в иезуитской коллегии, Феофан Прокопович истово ненавидел все, что имело отношение к Католической церкви.
Предвосхитив в своих стихотворных опытах труды столпов классицизма - Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова, оказав большое влияние на автора сатир, стихотворца Антиоха Кантемира, Прокопович в то же время стяжал прозвание «русского Торквемады», был не чужд политического сыска, для чего мог прибегнуть к любым средствам. «Он не деятель, а делец», - говорили о нем.
Феофан Прокопович - жизненный путь
Его жизненный путь не был легким, но полон свершений. Сын киевского купца окончил Киево-Могилянскую академию, после чего учился богословию в Львове, Кракове и Риме. Для этого он был вынужден перейти в униатство, став монахом Елисеем, а после возвращения на родину отрекся от него и принял постриг в Киево-Братском монастыре под именем Самуил. Феофаном он стал после назначения профессором академии, в награду за педагогические успехи - в честь его покойного дяди, ректора Могилянской академии.
Прокопович не принял католицизма, опираясь в своих лекциях более на догмы протестантизма. В день Полтавской виктории Феофан поразил Петра в ходе богослужения на поле битвы, сравнив царя с библейским Самсоном, разодравшим льва, поскольку тогдашний герб Швеции состоял из трех геральдических львиных фигур. После этого начался карьерный путь Феофана Прокоповича как ярого апологета и главного идеолога петровских церковных реформ.
Сегодня историки все еще спорят об их сути. Кто-то цитирует Феофана Прокоповича, говоря об их пользе и церковной соборности. Другие же полагают, что Петр предпринял попытку разрушить русское православие, всецело подчинив Церковь государству, как в протестантской Англии, где король являлся ее главой.
В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа. После образования в 1721 году Святейшего Синода был назначен его первым вице-президентом, а по сути - фактическим руководителем и затем первенствующим членом. Прокопович являлся главным сподвижником императора, при этом фактически благословляя, к примеру, его гонения на монашество: постриг был запрещен без царского разрешения, а мужчин моложе 30 лет и вовсе до него не допускали.
При нем «царева служба» вышла за рамки «Божиего дела», патриархию заменили госорганом - Синодом, запретили строить часовни, приобретать дорогое церковное убранство, критиковали православные обряды, духовников понуждали доносить о тайнах исповеди. Феофан был уверен, что он утверждает вместе с царем принципы просвещенного монархизма, пусть и угнетая православие. Время показало, что это было ошибкой.
В 1736 году ушел из жизни главный идеолог создания Синода и верный «агент петровских реформ», как нарекли его российские историки, - Феофан Прокопович.
Известная историческая личность Санкт-Петербурга и России в целом.