О фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

На фото: фрагмент росписи Феофана Грека. Обратите внимание на насечки, нанесенные на изображение во время ремонта 1858 года.
Первые повреждения фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода получили уже во время пожаров 1380-х годов. Позже порча продолжалась — вываливались целые куски штукатурки с изображениями. Утраты «компенсировались» просто — эти участки замазывались, причем довольно грубо, иногда с «захватом» уцелевшей росписи. Видимо, к середине XIX столетия Феофановы фрески представляли собой удручающее зрелище, и в 1858 году с их остатками решили разобраться кардинально. Работа производилась без затей: старая роспись была оштукатурена; местами, для лучшего сцепления слоев, на изображения наносилась насечка; после этого стены расписали заново.
Но настали новые времена, когда искусствоведы заговорили о великой ценности древней русской иконописи и принялись заново открывать и спасать то, что еще можно было спасти. Первый опыт открытия фесок Феофана Грека в Спасской церкви относится к 1910—1912 годам — он оказался не слишком успешным, обнаруженные фрески были испорчены.
В 1918 году П. И. Юкин на протяжении трех тяжелейших лет, когда в России бушевала Гражданская война, кропотливо освобождал из-под «спуда» Феофановы шедевры. Когда «отказ от проклятого прошлого» был превращен большевиками в государственную религию, Юкин отправился в ссылку на север, а в 1933 году было ликвидировано детище И. Грабаря — Центральные государственные реставрационные мастерские, под эгидой которых производилась реставрация.
1935— 1936 годами датируется последний предвоенный этап открытия фресок Феофана. Тогда бригада художников-реставраторов обнаружила изображение Пантократора, ангелов и серафимов в куполе, фигуры в простенках светового барабана и завершила расчистку фресок в Троицком приделе на хорах.
Таким образом, основная часть (из того, что сохранилось) росписи Феофана Грека была вновь явлена миру.