Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Барабан и глава
Световой барабан с восемью окнами-«бойницами», четыре из которых заложены, и водруженной на него главой луковичной формы, не выбивается из общей стилистики оформления Спасского храма — он тоже почти вызывающе декоративен: в несколько рядов обвит декоративными поясками, а также изысканно чередующимися нишами и арочками.
Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку кубического типа. Ее строители использовали формы и пропорции, найденные зодчими храма Феодора Стратилата на Ручью, но в оформлении фасадов пошли гораздо дальше.
Спасская церковь — согласно уже утвердившейся к тому времени новгородской традиции — имеет лишь одну полукруглую апсиду с восточной стороны, несколько пониженную относительно высоты основного объема. Входные двери в церковь пробиты с трех сторон — южной, западной и северной. Главным входом в те времена, когда храм был действующим, естественно, служил
западный; ныне вход в музей осуществляется с юга.
Новгородские кресты
Обилие крестов во внешнем убранстве храма, по мнению некоторых исследователей, служит своеобразным поминовением новгородцев, погибших при разгроме Торжка тверичами в 1372 году. В Новгороде с древних времен существовала традиция не только ставить каменные кресты, но и непосредственно закладывать их в стены здания. До революции в стенах Спасской церкви насчитывалось около двадцати крестов самой разнообразной формы. Сейчас их меньше — часть утрачена, часть хранится в Историческом музее в Москве.
Стены сложены из неровного камня-ракушечника и грубого кирпича, изначально они оставались неоштукатуренными, и кладка была хорошо видна; позже церковь оштукатурили и побелили; в таком «закрытом» виде она предстает нашим взорам и теперь. Толщина стен — около двух метров; если учесть, что сторона квадрата основного объема — около 15 метров, то стены представляются необыкновенно мощными. Строгость и «фундаментальность» — отличительная черта новгородской архитектуры.
Фасады разделены лопатками на три части — в соответствии с внутренней структурой здания. Любопытно, что на западном фасаде лопатки «обрываются» высоко над землей, тем самым обозначая высоту древнего притвора, замененного на рубеже XVIII—XIX веков низкой и широкой трапезной. В месте примыкания цилиндрического свода притвора к западной стене остался след с характерной кирпичной кладкой.
Когда-то церковь имела трехлопастное завершение фасадов в сочетании с многолопастной декоративной аркой. Не позже середины XVI столетия кровлю заменили на щипцовую восьмискатную, придав завершению фасадов треугольную форму. Когда в 1936 году ломали трапезную и колокольню, возвращая храму первоначальный вид, кровлю решили не трогать — такой она остается до сих пор.
Характерная композиция
Во внешнем оформлении церкви Спаса Преображения на Ильине улице впервые встречается выразительная композиция, впоследствии повторенная строителями нескольких новгородских храмов — в частности, церкви Иоанна Богослова на Витке (1384) и церкви Петра и Павла в Кожевниках (1406). Она расположена в центральной части южного фасада и включает в себя три узких окна, разделенных двумя нишами, с многолопастной бровкой сверху, как бы объединяющей все детали в одно целое. Рисунок композиции в некотором роде звучит «рифмой» трехлопастного завершения фасадов.
Среди других новгородских храмов второй половины XIV—XV веков Спасская церковь выделяется своим декоративным изобилием. Апсида украшена вертикальными тягами-валиками, соединенными полуциркульными арками. Фасады буквально пестрят окнами, нишками, арками, поясами, крестами. Как отмечено исследователями, в этом «наряде» впервые используется сочетание бегунца и поребрика, которое после этого будет применяться в Новгороде повсеместно.
Эта декоративная пестрота, придающая особую нарядность внешнему облику храма, к счастью, не мешает восприятию церкви как некоего художественного целого, причем необыкновенно гармоничного и выразительного.