Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода вполне традиционно для конца XIV столетия. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа придвинуты довольно близко к стенам. На столпы опираются арки и паруса с поставленным на них световым барабаном. Боковые квадраты перекрыты сводами, в угловых частях своды — полукоробовые. Подкупольные подпружные арки — основные, наряду со стенами, несущие конструкции здания, они выложены из кирпича в технике XIX века, то есть представляют собой продукт уже нового времени; скорее всего, эти арки появились во время капитального ремонта, предпринятого в 1885 — 1887 годах.
В западной стене устроена узкая каменная лестница, ведущая на хоры. Они состоят из двух угловых камер с соединяющим их деревянным переходом. Своды под камерами, подобно подпружным аркам,—тоже позднейшего происхождения; изначально здесь, вероятнее всего, были деревянные накатные потолки. В древности в камерах были приделы — в честь Троицы и во имя святых Космы и Дамиана.
В 1378 году церковь Спаса Преображения расписал сплошной росписью великий Феофан Грек. Большая часть росписи стечением времени пришла в негодность, и в XIX столетии она была закрашена. На протяжении XX века происходило постепенное открытие остатков Феофановых фресок. Фрески вполне соответствуют средневековому канону, однако манера исполнения, расположение фресок и выбор конкретных святых для изображения позволяют утверждать, что роспись выполнялась в духе христианского учения исихазма, близкого воззрениям Феофана Грека.
Фрагменты, сохранившиеся лучше всего, находятся в куполе храма и в бывшем Троицком приделе на хорах. В зеркале купола - величественное оплечное изображение Христа Вседержителя. Лик Пантократора необычен, он предупреждает грешников о воздаянии и призывает встать на путь покаяния, полюбить «небесное». Особую роль тут играют выразительные «пробела», которые в древней иконописи использовались не только для светотеневой лепки и выявления объемов, но и для высвобождения «внутреннего света».
На переходе от купола к барабану —Силы небесные.
Третий ярус этой росписи занимает площадь светового барабана с четырьмя щелевидными окнами. В простенках в рост изображены праведники и праотцы: Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, Илия и Иоанн Предтеча. Все надписи, подсказывающие имена святых, кроме Адамовой, хорошо сохранились.
Главное изображение в Троицком приделе —Троица Ветхозаветная в верхней части восточной стены камеры; оно прекрасно сохранилось. Выполняя эту фреску, Феофан выступает как гениальный «композитор»: широко распростертые крылья центрального ангела как бы охватывают всю сцену, превращая ее в одно целое. Фоном служит обобщенно изображенный Мамврийский дуб; ангелам прислуживают Авраам (его фигура утрачена) и Сарра.
Под Троицей — служба святых отцов. Святые отцы, которые плохо идентифицируются и чьи изображения частично попорчены, направляются к престолу, чтобы служить Богу, известному в трех ипостасях Троицы. Тут —явная логическая связь двух изображений, верхнего и нижнего, что характерно для всей стенописи Феофана — она буквально пронизана смысловыми перекличками.
Среди других фресок северо-западной камеры хор отметим большие изображения пяти столпников на южной стене и икону Божией Матери «Знамение» над проходом, ведущим из камеры.