Старый Гостиный двор Москва

Старый Гостиный двор и Средние торговые ряды в Москве

Средние торговые ряды — неотъемлемая часть ансамбля Красной площади, юго-восточным углом выходящая на улицу Варварку. Сооружены они в 1889—1893 годах по проекту Р. Клейна. Перед архитектором стояла неочевидная на первый взгляд, но очень непростая задача вписать сооружение в городскую среду: Средние ряды, с композиционной точки зрения, должны были стать связующим звеном между Верхними (нынешним ГУМом) торговыми рядами и собором Василия Блаженного, при этом приходилось учитывать сложный рельеф Васильевского спуска. Клейн решил задачу блестяще, создав не одно, а как бы два здания — левое перекликается по оформлению с «веселенькими» Верхними рядами, правое же более сдержанно и не создает кричащей разноголосицы с храмом Покрова на Рву. При этом обе части Средних торговых рядов объединяет один фасад и один стиль декора, делая их цельным памятником.
Архитекторы современности отнеслись к творению предшественников без пиетета. В 2000-е годы в Средних рядах решили устроить «элитный» гостиничный комплекс — естественно, с тотальной реконструкцией. Фасады сохранили — иначе было нельзя: выходя на Красную площадь, памятник попадал в охранную зону ЮНЕСКО. А вот все четыре (!) внутренних корпуса были снесены и... брошены. Дунул новый политический ветер, и проект гостиницы «накрылся». В прошлом году Средние ряды передали Музеям Кремля — надо полагать, это к лучшему, но утраченного уже не вернуть.
Старому Гостиному двору повезло меньше. Это внушительное, в целый Московский квартал, сооружение стояло в городе еще до Романовых, а в конце XVIII века его перестраивал знаменитый Кваренги, создавший характерную аркаду вдоль всех четырех фасадов. Громкое имя автора не остановило «реконструкторов». Над старыми галереями Гостиного двора возвели новую крышу «а-ля евроремонт»; внутренний двор, сметя все «лишнее», покрыли стеклянным колпаком... Да, Гостиный двор Москвы в 1990-е годы находился в запущенном состоянии. Да, требовал ремонта. Но ведь не ценой — фактически — гибели памятника!..
Это лишь два примера того, как старинная архитектура «утилизируется» сторонниками «хозяйственного способа реставрации». Таких примеров, когда за старину выдается модель старины, сейчас, увы, пруд пруди.