Григорий Мачтет и Елена Медведева

Летом 1880 года в Ишиме в Богоявленском соборе венчались революционеры-народники Григорий Мачтет и Елена Медведева. Логическому завершению этого лирического сюжета предшествовало многое.
Народница Е. Медведева угодила в 1877 году в Ишим по приговору суда, получившего название «процесса 50-ти». У Мачтета, на стихи которого была написана одна из любимейших песен Ленина «Замучен тяжелой неволей», путь оказался поизвилистее.
С юных лет Григорий Мачтет озаботился вопросами социальной справедливости, за что дважды изгонялся из гимназии (за симпатии к восставшим полякам и организацию «сборищ для совместного чтения и обсуждения сочинений Добролюбова»).
В двадцатилетием возрасте Мачтет выехал в Западную Европу — в Швейцарии он познакомился с Медведевой, однако тогда это знакомство продолжения не имело, так как русский революционер, вместе с единомышленниками, рвался в Америку, где горячие молодые люди предполагали организовать показательную коммуну. Опыт оказался провальным — уже спустя год коммуна распалась, не выдержав экономической конкуренции, а Мачтет отправился батрачить.
В 1874 году Григорий Мачтет вернулся в Россию, занялся литературной деятельностью, не забывая и о подпольной работе. В 1876 году последовали арест и ссылка в Архангельскую губернию. Далее — попытка побега и ссылка в Западную Сибирь, в Тюкалинск. Здесь и развернулся роман Мачтета с Медведевой. Сначала — эпистолярный (Тюкалинск отделяли от Ишима двести верст), потом, после того как Мачтет добился своего перевода в Ишим, — «реальный», с венчанием летом 1880 года в Богоявленском соборе.
Были ли счастливы в браке Мачтет и Медведева — Бог весть. Жили они очень трудно, в атмосфере многочисленных запретов и пристального административного надзора, без денег, без права заниматься педагогической или литературной деятельностью. Елена Петровна болела, ее мучила чахотка. Мечтали вырваться на свободу, тосковали.
Мачтет покинул Ишим чуть раньше своей жены — летом 1885 года. Осенью закончился срок ссылки и у Медведевой — она намеревалась отправиться на Кавказ для лечения, но доехала только до Москвы, где ее настигла смерть.