Гуслицкий монастырь

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1858 году как миссионерский центр в традиционно старообрядческой Гуслицкой волости. Благословение на создание обители дал митрополит Московский Филарет. Место определили древнее, намоленное - на берегу Нерской еще с XV века стояла деревянная церковь, построенная другим Московским владыкой Фотием.
Филарет активно помогал обустройству Гуслицкому монастырю, и тот быстро развивался - уже через два года братии было 50 человек! А еще богадельня, монастырская школа, фруктовые сады, большая библиотека рукописных и печатных книг, 500 старинных икон!
Грандиозный Преображенский собор в Гуслицком монастыре строился в 1879-1886 годах как «вариация на тему» храма Христа Спасителя в Москве: при этом русско-византийский образец был украшен декором, соответствующим эстетике «псевдорусского» стиля конца XIX века. Далеко видна высокая колокольня, поставленная в 1914 году: в ней находится церковь во имя Фотия, митрополита Московского - в память об основателе первого храма на этой земле.
Гуслицкая Спасо-Преображенская обитель отличалась особо строгим уставом, на ее территорию не пускали женщин. А с приходом большевиков она и вовсе стала закрытым учреждением. Сначала в монастыре, еще действующем, разместили колонию для малолетних.
В 1922 году Преображенский Гуслицкий монастырь официально закрыли, но монахи продолжали жить в нем, устроив домовую церковь в здании бани. Затем начались репрессии; в 1928 году насельникам в приказном порядке велели освободить территорию. К тому времени их оставалось всего трое.
Дальнейшая история монастыря - история упадка: дом инвалидов, психиатрический интернат, бесхозность, разрушение... Когда в 1994 году Церкви передали часть территории с храмами, обитель представляла печальное зрелище. Обезглавленный собор, переделанная в водонапорную башню колокольня, разоренная территория.
Сейчас восстановлено многое, но далеко не все, да и «психиатричка» никуда не делась - ее по-прежнему окружает старая монастырская ограда, а территория монастыря представляет собой малую часть того, что было до революции.