Храм во имя свт. Иоанна Златоуста в Годеново архитектура

С архитектурной точки зрения храм во имя свт. Иоанна Златоуста - широко распространенный иконографический тип, считающийся «визитной карточкой» русского культового зодчества в ту эпоху, когда новомодные архитектурные тенденции, прижившиеся в больших городах, уверенно шагнули в провинцию, а провинция пока еще столь же уверенно настаивала на сохранении традиционных архитектурных форм.
Куб, четырехскатная кровля, пятиглавие, шатровая колокольня - все на первый взгляд как в допетровскую эпоху. Хотя опытному глазу, конечно, видно, что это - самый что ни на есть провинциальный XVIII век. Пятиглавие нарочито измельчено относительно общего объема четверика, да еще визуально уменьшено узенькими барабанчиками и специфическими, в духе русского барокко, главками на «шейках». Это новая эстетика - эпоха могучих ярославских глав, на которых порой приходилось до половины высоты всего храма, уходила в прошлое... Да и шатер колокольни уже не такой, как делали в XVII веке. Одни отделенные прямым карнизом кокошники чего стоят - сравните с традиционным арочным завершением колокольного столпа, характерным для допетровского зодчества. Старые шатры являлись не только эстетическим, но и конструктивным, функциональным продолжением столпа. В XVIII веке у них уже скорее декоративная функция. Эта тенденция достигнет апогея ко второй половине XIX века - когда в эпоху расцвета «псевдорусского» стиля будет новый всплеск интереса к шатровым колокольням. Так-то оно так, да только при сравнении большинство «колоколен-ретроспекций» XIX века безусловно проиграет в изяществе «колокольням-оригиналам» века семнадцатого.
В наши дни архитектурный ансамбль в селе Годеново - это не только собственно церковь Иоанна Златоуста. Здесь планируется создать большой просветительско-паломнический центр, и кое-что уже сделано. В 2012 году построена крестильная церковь во имя Богоявления Господня, деликатно вписавшаяся в храмовый ансамбль. Но в планах - дальнейшее строительство: ведь в праздничные дни Златоустовский храм давно уже не вмещает всех желающих помолиться.
В 2013 году была заложена грандиозная церковь Святой Софии на 2000 молящихся. Нужно ли говорить, что реализация этого архитектурного проекта полностью переформатирует не только сам храмовый ансамбль, но и весь окружающий ландшафт? Сейчас церковь Иоанна Златоуста выглядит маленьким маячком, островком среди бескрайних полей; появление большого сооружения «замкнет» на него пространство, сделает Божий храм центром здешнего микрокосма, повлечет полное переосмысление места... и не только в архитектурном плане, но и, разумеется, в духовном.