Храм Воскресения Словущего на Посаде Коломна
Один из символов Коломны и шедевр подмосковной архитектуры — старообрядческий храм Воскресения Словущего на Посаде. Своеобразие ему придает сочетание двух разнонаправленных архитектурных идей — сурового, угловатого и громоздкого куба и неожиданно венчающего его огромного пятирядного каскада кокошников с небольшим купным пятиглавием. На фоне почти пустой храмовой территории огромный куб церкви смотрится еще страннее.
Храм Воскресения Словущего — высокий, стоит на большом подклете; изначально это была обычная приходская церковь, но уже в новейшее время ее передали старообрядческой общине. К сожалению, открывается он только во время службы — посмотреть его внутреннее убранство в другое время нельзя. Отдельно стоявшая колокольня была разрушена в 1930-е годы — от нее остался только первый ярус.
Этот храм на Посадской улице известен в Коломне под двумя названиями - церковь Николы Посадского и храм Воскресения Словущего. Впервые он упоминается в писцовых книгах как деревянная церковь во имя Николы «Мокрого» (1577-1578), а нынешнее здание в роскошной стилистике русского узорочья построено на пожертвования горожан в 1716 году.
Первое, что бросается в глаза при виде этой удивительной церкви - ее необычная кровля, напоминающая издали белоснежные пчелиные соты. Их образуют миниатюрные арки-кокошники, числом более сотни, установленные в шесть стройных рядов. Неудивительно, что подобное размещение кокошников в русском зодчестве именовалось «огневидным», а сами здания - «огненными», ведь они так похожи на окаменевшие язычки пламени свечей. «Жар-птица коломенская» - так нередко именуют этот храм поклонники его красоты и необычности декора.
Высокий четверик в два света помещен, как это часто свойственно узорочью, на широкий подклет, а оконные проемы украшены оригинальной и тонкой каменной резьбой.
Весь храмовый ансамбль увенчан пятиглавием со световым центральным барабаном и двумя парами глухих; также имеет главку и Никольский придел.
Примечательно, что отделка глухих барабанов производилась «лемехами», однако в качестве материала для них было использовано не традиционное дерево, а поливные изразцы.
После революции
С приходом советской власти здание «огненного храма» определили под жилой фонд. Все богослужебное убранство и святыни, вплоть до иконостасов, были уничтожены, а оставшиеся красочные росписи варварски замазали масляными красками, дабы будущих жильцов не смущать «поповской пропагандой».
Только в 1960 году храм Николы на Посаде получил статус памятника федерального значения. Однако вся охрана государством свелась к замку на дверях и предупредительной табличке.
Реставрация в храме началась в 1970 году и растянулась на 15 лет. За это время восстановили и отремонтировали апсиды алтарной части, декор фасадов, великолепные ряды кокошников и даже водрузили ажурные кресты над главками.
В 1992 году решением городской администрации здание церкви передали православной старообрядческой общине Коломны. Перемены стали заметны сразу после замены былых ажурных крестов главок на простые и строгие. Храм действует и поныне, и в нем проводятся службы.