Интерьер церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Интерьер церкви Иоанна Предтечи в Толчкове представлено исключительно фресками. Правда, рама иконостаса и пристолпные киоты тоже сохранились, но они, при всей художественности их отделки, теряются на фоне многоцветного расписного покрова, окутывающего изнутри стены храма.
Роспись четверика продолжалась с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 года. А в 1700 году те же самые мастера расписали паперти. В записи, сохранившейся на южной стене храма, перечислены шестнадцать изографов во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором Игнатьевым.
Самая ответственная часть работы принадлежала Плеханову и Игнатьеву. Они были знаменщиками, то есть намечали, «знаменили» рисунок на стенах, распределяли сюжеты, указывали цветовые сочетания. Дмитрий Плеханов к середине 1690-х годов давно уже являлся признанным авторитетом в своем деле. Он выполнял большие придворные заказы, работал для Ростовского митрополичьего дома, Троице-Сергиевой Лавры. Федор Игнатьев был моложе своего коллеги, но и таланта, и опыта ему также занимать не приходилось.
В толчковских росписях достигла своего апогея декоративно-повествовательная составляющая, всегда являвшаяся отличительной особенностью ярославской школы монументального искусства, в Иоанно-Предтеченском храме она получает наиболее совершенное выражение. Будучи своего рода энциклопедией сюжетов Священного Писания и Предания, толчковский фресковый ансамбль одновременно выступает энциклопедией русской жизни конца XVII века. Архитектурные декорации, бытовые подробности, костюмы — все это почерпнуто мастерами из окружающей действительности. Одна только танцующая в русском сарафане Иродиада чего стоит...
Глядя на фрески толчковского храма, кажется, что изографы просто не могли остановиться и отложить краски. Росписями покрыто все: стены, откосы окон, резьба порталов, двери. Нежные цветы расцветают даже на каменных лавках, протянувшихся подокнами галерей. Любой простолюдин мог зайти в церковь и почувствовать себя дорогим гостем в доме Божием, насытиться красотой и ею
возвысить душу.