Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Содержание:
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода — «мирским строением». Ее великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы, рассказывает нечто об их вкусах. И, разумеется, красноречиво говорит об их благочестии.
Строительство церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове необыкновенно красивый православный храм Ярославля, она довольно долго существовала в деревянном исполнении, неоднократно горела и отстраивалась заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря, пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — в день Святой Пасхи.
И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступали пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводилось в полном смысле слова всем миром.
Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного, выпестованного проекта.
В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества XVII века является маргинальной.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове строили шестнадцать лет
В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы. В августе митрополит Ростовский Иона (Сысоевич) благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Второй — Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию.
Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694—1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова расписала церковь фресками. Ныне этот фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).
Немного истории Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Иоанно-Предтеченский храм прожил вместе со своими прихожанами долгую жизнь, на его глазах сменялись поколенья. В пустующей ныне паперти находили отдых странники и нищие, а двор, по которому бродят теперь редкие туристы, оглашался на Пасху многоголосым «воистину воскресе».
Поддержание Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в должном виде требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили. Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента. Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви.
На реставрационные работы из казны выделили 64 000 рублей, затем сумма была еще увеличена. В 1903— 1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный.
Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили ее с невольной предусмотрительностью реставраторы.
Церковь Иоанна Предтечи в советское время
Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав ее под рабочую столовую. В начале 1950-х этот храм снесли.
Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за ее судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось. После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нем находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты. Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным!
Чуть не упавшая колокольня Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В ее нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне. Колокольня накренилась на 1,5 метра и продолжала «падать». Еще немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки. Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобожденную от кузницы, выпрямили.
К счастью, Иоанно-Предтеченский храм не был уничтожен в эпоху нового варварства. Но его архитектурное окружение претерпело катастрофические изменения. Разрушение традиционной среды сказалось и на восприятии этой уникальной церкви.
Архитектура церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Архитектура церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Кто именно поставил на берегу Которосли сей дивный храм, в согласии с чьим замыслом вознеслись над его кровлей пятнадцать глав, а стены расцвели гирляндами изразцов? На этот вопрос ответа так и не нашлось.
Смутное предание об участии в составлении проекта неких голландцев к концу XIX столетия уже обнаружило свою несостоятельность. Очевидно было, что строил русский мастер — и притом чрезвычайно талантливый, сумевший совокупить в своем произведении все архитектурно-декоративные находки эпохи и не перешагнуть грань, отделяющую шедевр от китча. Но имя его документальные источники называть «отказываются».
Впрочем, достоинств Предтеченского храма его «документальное сиротство» не умаляет. Да и возможно ли говорить о сиротстве, когда он по праву входит в сплоченную семью ярославских храмов и занимает в ней едва ли не самое почетное место.
Интерьер церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Интерьер церкви Иоанна Предтечи в Толчкове представлено исключительно фресками. Правда, рама иконостаса и пристолпные киоты тоже сохранились, но они, при всей художественности их отделки, теряются на фоне многоцветного расписного покрова, окутывающего изнутри стены храма.
Роспись четверика продолжалась с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 года. А в 1700 году те же самые мастера расписали паперти. В записи, сохранившейся на южной стене храма, перечислены шестнадцать изографов во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором Игнатьевым.
Самая ответственная часть работы принадлежала Плеханову и Игнатьеву. Они были знаменщиками, то есть намечали, «знаменили» рисунок на стенах, распределяли сюжеты, указывали цветовые сочетания. Дмитрий Плеханов к середине 1690-х годов давно уже являлся признанным авторитетом в своем деле. Он выполнял большие придворные заказы, работал для Ростовского митрополичьего дома, Троице-Сергиевой Лавры. Федор Игнатьев был моложе своего коллеги, но и таланта, и опыта ему также занимать не приходилось.
В толчковских росписях достигла своего апогея декоративно-повествовательная составляющая, всегда являвшаяся отличительной особенностью ярославской школы монументального искусства, в Иоанно-Предтеченском храме она получает наиболее совершенное выражение. Будучи своего рода энциклопедией сюжетов Священного Писания и Предания, толчковский фресковый ансамбль одновременно выступает энциклопедией русской жизни конца XVII века. Архитектурные декорации, бытовые подробности, костюмы — все это почерпнуто мастерами из окружающей действительности. Одна только танцующая в русском сарафане Иродиада чего стоит...
Глядя на фрески толчковского храма, кажется, что изографы просто не могли остановиться и отложить краски. Росписями покрыто все: стены, откосы окон, резьба порталов, двери. Нежные цветы расцветают даже на каменных лавках, протянувшихся подокнами галерей. Любой простолюдин мог зайти в церковь и почувствовать себя дорогим гостем в доме Божием, насытиться красотой и ею
возвысить душу.
Церковь Иоанна Предтечи график работы, контакты, как добраться, расположение на карте

Церковь Усекновения главы Иоанна-Предтечи является филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
График работы:
Она открыта в теплое время года (1 мая — 1 октября) с 10:00 до 17:00. Выходные дни — понедельник и вторник. Кроме того, храм может быть закрыт по причине влажной погоды. Этого требует режим сохранения фресок.
Контакты:
- Адрес: 150001, Россия, Ярославская обл. г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69
- Телефон экскурсионного отдела Ярославского музея: +7 (4852) 30-38-69
- Сайт Ярославского музея: www.yarmp.yar.ru
Как добраться к церкви Иоанна Предтечи самостоятельно:
До Ярославля можно добраться на любом виде транспорта, и это не представляет собой сколько-нибудь сложной задачи. Поэтому мы позволим себе ограничиться «внутренними инструкциями». Итак, если вы въезжаете в город со стороны Москвы —то есть по Московскому проспекту, — то вам нужно свернуть с него на Малую Пролетарскую улицу, а затем, примерно через километр, проехать под Толбухинским мостом. Так вы окажетесь возле Иоанно-Предтеченского храма. Что касается общественного транспорта, то ближайшая к Иоанно-Предтеченской церкви автобусная остановка находится на Большой Федоровской улице. Останавливается там автобус под номером 19K.