Интерьер церкви Покрова Богородицы в Филях

В убранстве верхнего Спасского храма церкви Покрова в Филях (а именно оно представляет наибольший интерес благодаря своей сохранности) основную роль играет деревянный резной декор. Следует учитывать, что внутри храм невелик по площади, но высок и очень светел благодаря большим окнам в каждом ярусе. Стены не имеют росписей, просто побелены, что еще более «осветляет» пространство.

Многое в храме сохранилось с тех времен, когда здесь молились за обеднями Лев Нарышкин и его племянник Петр. Даже пол из дубовых плах — и тот современник постройки церкви. К счастью, не лишился храм и своего паникадила, удерживаемого цепью в виде цветочной гирлянды.
Центральное место в системе декора занимает золоченый «уступчатый» иконостас, выполненный в технике «флемской рези». Объемная резьба, пришедшая к нам из Западной Европы через Белоруссию, стремительно завоевала сердца московитов, вытеснив из храмов традиционные тябловые иконостасы. Стоит отметить, что прежде, когда сама рама иконостаса была темной, резные детали выступали на ней более отчетливо и ярко. Но в середине XIX столетия весь иконостас позолотили, и при реставрации изначальную окраску восстанавливать уже не стали.
По обе стороны от иконостаса расположены клиросы граненой формы, украшенные вполне в духе барокко — зримотяжелыми кистями на «лентах» и резными корзинами с плодами.
На северной и южной стенах четверика, над арками, ведущими в притворы, укреплены трехчастные киоты, также изобильно декорированные объемной резьбой. Но, конечно, самым интересным образчиком «флемской рези» (после иконостаса) в интерьере верхней церкви является владельческая ложа, «фонарем» выступающая из западной стены четверика. Мотивы резьбы здесь схожи с резьбой клиросов, но «преувеличены» в сравнении с нею, а увенчана ложа короной, что дает основания также назвать ложу «царским местом». Действительно, она предназначалась не только для хозяев усадьбы, но и для их почетных гостей — в том числе и венценосных. Кстати, именно глядя на ложу, можно представить себе, как выглядела золоченая резьба иконостаса, когда его рама была темной.
Из ложи интерьер Покровской церкви воспринимается самым выигрышным образом. Именно отсюда в равной мере видны все ярусы высокого иконостаса. Внутри ложи остались фрагменты первоначальной росписи «под мрамор».