Интерьер Успенского собора Ростова

Интерьер Успенского собора Ростова

Интерьер Успенского собора Ростова поражает своей высотой. Шесть крещатых столпов поддерживают коробовые своды и подпружные арки. Средний, главный, купол опирается на повышенные арки.

Более широкий, чем боковые, центральный неф вместе с трансептом образуют обширное и светлое пространство перед царскими вратами. В целом же ростовский собор, пожалуй, не так светел, как его московский предшественник, и в этом он гораздо ближе традициям средневекового русского зодчества.

Украшением интерьера являются фресковые росписи и иконостас. Внутреннее оформление собора началось еще в 1659 году, когда художники-ярославцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «сотоварищи» были приглашены в Ростов «для стенного письма» в соборной церкви. Работа продвигалась медленно, для ее ускорения в 1669 году к оформлению подключилась артель прославленных костромичей Гурия Никитина и Силы Савина.

Пожар 1671 года, поновления 1779 года и вторая запись масляной краской в 1843 году уничтожили, как считалось долгое время, все первоначальные фрески. Однако расчистки 1950-х годов обнаружили часть древней росписи в хорошем состоянии. Фрагмент композиции «Брак в Кане Галилейской» на стене за иконостасом (на уровне третьего яруса икон), поясная фигура архидиакона Стефана (голова утрачена) на северной стене левого алтарного столба, а также изображения Спаса Эммануила и ангелов на арке между восточными столпами и исключительные по красоте орнаментальные росписи так называемой «палатки» были датированы XV! веком (примерно 1589 год).

Расчистка восточной стены левого алтарного столба выявила хорошо сохранившуюся фреску с изображением Епифания Кипрского, относящуюся к 1659 году. К сожалению, до сих пор у посетителей собора нет возможности как следует разглядеть древние фрески — уже много лет они закрыты строительными лесами.

Резной (некогда золоченый) иконостас Успенского собора и иконы верхних ярусов изготовлены в 1730-х годах после одного из очередных сильных пожаров, во время которого, по рапорту властей, едва «несколько нижнего пояса [иконостаса] икон вынесли», остальное сгорело. Из числа спасенных наиболее интересны иконы «Спас» 1649 года, «Апостолы Петр и Павел» и «Царевич Петр Ордынский». Резьба иконостаса, его колонн и картушей выполнена резчиками в затейливых и сочных формах русского барокко.

В Успенском соборе, так же как и в большинстве кафедральных храмов, похоронены представители политической элиты и архиереи. Гробницы расположены по периметру.


Саша Митрахович 06.04.2017 16:48
Загрузка...

Читать следующую статью

Успенский собор Ростова сегодня

Читать предыдущую статью

Архитектура Успенского собора в Ростове

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча