Интерьер Успенского собора Смоленска

Интерьер Успенского собора Смоленска

Успенский собор в Смоленске достаточно велик, внутренняя площадь его — около двух тысяч квадратных метров. Четыре столпа делят пространство на три нефа, а на высоте 18,65 метра устроены хоры, опоясывающие стены собора с трех сторон (кроме восточной).

Собор исторически имеет два престола — главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и южный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Северный придел никогда не освящался.

В 1983 году был освящен дополнительный придел в усыпальнице смоленских архиереев; его посвятили Собору смоленских святых.

Иконостас Успенского собора в Смоленске

Над пятиярусным иконостасом Успенского собора трудилась в 1730—1740 годах артель украинских мастеров. В 1743—1746 годах те же резчики, что работали в составе артели, выполнили пристолпные киоты и кафедру проповедника

Главное украшение интерьера Успенского собора Смоленска — его резной позолоченный иконостас, созданный артелью малороссийских мастеров. Резьба выполнена в два слоя, преобладающие мотивы — растительные. Помимо традиционных виноградных лоз, мы, присмотревшись, увидим здесь цветы мальвы, подсолнечника, листья аканта, дуба и клена, сплетающиеся между собой в завораживающий узор. Отдельного внимания заслуживает виртуозная работа позолотчика С. Яковлева. Прежде нанесения позолоты рама иконостаса была выкрашена в голубой цвет, а некоторые детали — посеребрены, благодаря чему удалось подчеркнуть многоплановость резьбы.

Царские врата

Царские врата Успенского собора в СмоленскеОсобенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.

В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.

Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.

В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.


Саша Митрахович 20.05.2017 07:46
Загрузка...

Читать следующую статью

Успенский собор в Смоленске в советское время и сегодня

Читать предыдущую статью

Архитектура Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча