Успенский собор Смоленск

Содержание:
Успенский собор Смоленска – сердце города
Лицо Смоленска — крепостные стены, а сердце города — собор Успения Пресвятой Богородицы. Невозможно представить город без этого храма. Успенский собор прекрасный представитель православного храмового зодчества древнего Смоленска.
С какой бы стороны вы ни подъезжали к Смоленску, отовсюду видны купола Успенского собора. Величественность ему придает место: он расположен на Соборной горе, окруженной оврагами.
Считается, что отсюда зарождался город. Еще Владимир Мономах в 1101 г. заложил на горе первое каменное здание — Свято-Успенский собор. Крайне мало известно об участии Владимира Мономаха в строительстве первого Успенского собора в Смоленске. Но мы знаем главное: именно по инициативе будущего великого князя собор заложили, и именно он дал ему главную святыню — образ Божией Матери, впоследствии названную Смоленской иконой Божией Матери.
Мономахов Успенский собор в Смоленске простоял ни много ни мало четыре века. А в 1611 г., когда польские войска ворвались в город, жители Смоленска взорвали себя в храме. Новый собор построили лишь в 1740 г.
В результате кропотливого труда не одного поколения зодчих на горе вырос храм, который своими размерами превосходил все известные постройки того времени и считался самым величественным в России.
Праздничный и торжественный, пятиглавый Успенский собор удивляет барочным декором фасада и внутреннего убранства. Главный храм Смоленска наполнен светом и божественным блеском золоченого иконостаса середины XVIII в.
Архитектура Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска

В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:
«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».
Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее Владимира Мономаха, а не царя Алексея Михайловича. А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.
С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты дворца А.Д. Меншикова на Васильевском острове и Большой Лаврской колокольни в Киеве.
Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.
Колокольня Успенского собора Смоленска
Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.
До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:
«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»
После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.
Интерьер Успенского собора Смоленска

Успенский собор в Смоленске достаточно велик, внутренняя площадь его — около двух тысяч квадратных метров. Четыре столпа делят пространство на три нефа, а на высоте 18,65 метра устроены хоры, опоясывающие стены собора с трех сторон (кроме восточной).
Собор исторически имеет два престола — главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и южный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Северный придел никогда не освящался.
В 1983 году был освящен дополнительный придел в усыпальнице смоленских архиереев; его посвятили Собору смоленских святых.
Иконостас Успенского собора в Смоленске

Главное украшение интерьера Успенского собора Смоленска — его резной позолоченный иконостас, созданный артелью малороссийских мастеров. Резьба выполнена в два слоя, преобладающие мотивы — растительные. Помимо традиционных виноградных лоз, мы, присмотревшись, увидим здесь цветы мальвы, подсолнечника, листья аканта, дуба и клена, сплетающиеся между собой в завораживающий узор. Отдельного внимания заслуживает виртуозная работа позолотчика С. Яковлева. Прежде нанесения позолоты рама иконостаса была выкрашена в голубой цвет, а некоторые детали — посеребрены, благодаря чему удалось подчеркнуть многоплановость резьбы.
Царские врата
Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.
В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.
Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.
В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.
Успенский собор в Смоленске в советское время и сегодня

На протяжении нескольких столетий Успенский собор является средоточием церковной жизни Смоленщины. Тысячи верующих ежегодно приходят сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери.
Успенский собор в советское время
В советскую эпоху Успенский собор находился в уникальном положении. В большинстве епархий кафедральные храмы после революции были разрушены или музеефицированы. В истории Успенского собора тоже есть музейный период — но довольно краткий: с конца 1920-х до начала 1940-х. В 1941 году собор открылся и больше уже не закрывался, служа для верующих смолян утешением, а для властей — своего рода внешнеполитическим козырем, который удобно было демонстрировать интуристам для опровержения «мифа» о притеснении Церкви в СССР. Естественно, исходя из этих соображений, Успенский собор поддерживали в должном состоянии и периодически реставрировали. Так, в 1970-е годы некоторые иконы местного, деисусного и пророческого рядов, а также круглые образа пятого яруса иконостаса реставраторы очистили от позднейших записей.
Сегодняшние дни
Продолжились реставрационные работы и в новейшее время. В 2010 году, например, была полностью отреставрирована резная рама иконостаса, представляющая собой драгоценный памятник искусства XVIII века.
В 2012 году из собора забрали на реставрацию Смоленскую икону Божией Матери. Святыня давно уже нуждалась в помощи специалистов, ее увезли в Москву, приурочив «увоз» к 200-летнему юбилею Бородинского сражения.
10 сентября, после вечернего богослужения, Смоленскую икону вынесли из собора крестным ходом и установили у памятника М. И. Кутузову, откуда около часу ночи она отбыла на Бородинское поле. Как в 1912 году, когда Россия праздновала столетие победы над Наполеоном. И как двести лет назад, когда святыня, вынесенная из надвратной Одигитриевской церкви, прошла вместе с русским войском до Москвы и обратно. (Та Смоленская икона, которая сейчас пребывает в Успенском соборе, есть именно икона из надвратной церкви; первообраз, вложенный в собор Владимиром Мономахом, утрачен в 1941 году.)
Успенский собор Смоленска богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в кафедральном Успенском соборе Смоленска:
- Богослужения в кафедральном Успенском соборе совершаются ежедневно — в 9:00 и в 17:00.
- В воскресные дни и двунадесятые праздники ранняя литургия начинается в 7:00, поздняя — в 10:00.
- Великим постом богослужение начинается в 6:30. В 18:00 служатся акафисты.
- В воскресенье — Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божией Матери, во вторник —иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в четверг — святителю Николаю или преподобному Серафиму Саровскому.
Главные праздники:
- Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (28 июля/ю августа),
- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (15/28 августа),
- Собор Смоленских святых (неделя, т.е. воскресный день перед празднованием в честь Смоленской иконы Божией Матери).
Контакты:
- Адрес: 214000, Россия, г. Смоленск, Соборный двор, д. 5
- Телефон: +7 (4812) 38-07-57
- Сайт Смоленской и Вяземской епархии: www.smoleparh.ru
Как добраться самостоятельно к Свято-Успенскому собору Смоленска:
Железнодорожное и автомобильное сообщение со Смоленском развито хорошо, до него легко добраться как из российских, так и из ближнезарубежных городов. Поскольку собор находится в центре города и видно его буквально отовсюду, то не найти его просто невозможно.
Но автомобилисты должны иметь в виду, что в центре города отыскать охраняемую парковку не так-то просто.