Интерьер Вознесенского собора Новочеркасска

Интерьер Вознесенского собора Новочеркасска состоит из трех помещений, «поставленных» друг на друга: это собственно храм и два подвала — верхний и нижний. Последний традиционно использовался для хранения культовых принадлежностей, в верхнем же соседствовали небольшой храм и усыпальница героев Дона. Оба подвала были отремонтированы в 1990-е годы чуть ли не «с нуля» — после многих лет не целевого использования.
Верхнему храму повезло больше, он не был разорен. Его интерьеры оформлены в «византийском» вкусе и поражают торжественностью. Главный купол покоится на четырех мощных, квадратных в плане, пилонах; огромное пространство от пола до самого верха собора залито светом, врывающимся через многочисленные оконные проемы очень широкого, в 17 метров, барабана. Арки и своды также соответствуют велениям византийского стиля. Особенно выразительны мраморные иконостас и киоты, выполненные итальянскими мастерами; они же клали в соборе полы.
Храм расписывала в 1903 году целая команда живописцев, как местных, так и «столичных» — членов Санкт-Петербургского общества художников. В главном куполе изображен Христос Вседержитель, меж оконных проемов — херувимы, под ними — ветхозаветные патриархи и пророки; на парусах под барабаном — евангелисты; на пилонах — отцы Церкви; в полукуполе над алтарем — Святая Троица, а ниже — Тайная вечеря.

Расположение фресок — вполне традиционно. Так же традиционно на западной стене присутствует сцена Страшного суда. В целом композиционное решение настенных росписей следует устоявшимся с византийских времен канонам; действительно же необычное начинается, когда мы по чугунной лестнице поднимаемся на обширные хоры Вознесенского собора, служившие также «залой для бесед и духовных совещаний». Здесь росписи исполнены в духе древнерусских теремов, а по стенам помещены картины, изображающие сцены из славного боевого прошлого казаков: закладка Новочеркасска, возвращение атамана Платова из заграничного похода русской армии, Азовское осадное сидение.