Иоанн Казанский - Святой мученик

В истории Русской Церкви немало примеров мученических смертей, принятых за веру. Одна из таких историй произошла в Казани в первой половине XVI столетия — ее главный герой, Русский Святой Иоанн Казанский, прославлен в лике мучеников.
Об мученике Иоанне Казанском мы знаем по его Житию, оригинал которого появился не позднее 1550-х годов; первый известный его список принадлежал архимандриту (позже епископу) Нифонту (Кормилицыну), участвовавшему в неудачном Казанском походе 1549—1550 годов.
Прославление мученика Иоанна состоялось в 1592 году, когда митрополит Казанский (будущий Патриарх) Гермоген сообщил Патриарху Иову о трех казанских мучениках, сожалея о том,что они не поминаются в храмах. Двое из них были крещеными татарами, пострадавшими от соплеменников-мусульман; третий — нижегородец Иоанн, пленник, замученный магометанами за исповедание христианской веры. После обращения святителя Гермогена вышел патриарший указ о включении в синодик новых мучеников, о которых писал казанский архипастырь, и поминании их 24 января (6 февраля по новому стилю), в день страдальческой кончины святого Иоанна Казанского.
Житийные сведения об Иоанне довольно скупы, но, в общем, позволяют восстановить канву его жизни и подвига.
В 1505 году в нижегородские пределы ворвались ногайцы и татары. Нижегородский кремль был еще не достроен, однако город устоял. Хан Мухаммед-Амин, сняв осаду, разорил край и вернулся в Казань с многочисленными пленниками. Среди них был и юноша Иоанн. В Казани пленников поделили между участниками похода — Иоанн попал к родственнику хана («цареву дядьке») Алей-Шпуру (в других редакциях: Алей-Шнуру, Алей-Шкуру). Святой со смирением принял свою участь, с усердием служил хозяину, но при этом, воспитанный в строгих традициях благочестия, не забывал родной веры — невзирая на оскорбления окружавших его мусульман, истово молился по ночам, соблюдал все посты, избегал праздности и уныния.
Житие донесло до нас описание внешности Иоанна: «Млад, рус, брада невелика». Алей-Шпур вскоре выделил его среди своих слуг, приблизил к себе и замыслил обратить в магометанство. Однако встретил в столь кротком человеке неожиданную твердость. Иоанн смело отвечал, что никогда не изменит христианству, славил Иисуса Христа и обличал Магомета как обманщика. Отчаявшись в попытках добиться своего, обозленный Алей-Шпур возненавидел любимого им прежде слугу и в 1529 году (эта дата называется во всех версиях Жития, то есть получается, что в пленении святой провел ни много ни мало 24 года!) приказал предать его смерти.
Связав мученика ремнем, его ночью отвели за город, на Зилантову гору со Старым русским кладбищем, где хоронили русских купцов и пленников. Там Иоанна рубили мечом, нанесли ему тяжелую рану в живот, рассекли шею, после чего он потерял сознание. Решив, что дело сделано, мучители бросили Иоанна и вернулись в город. Он пролежал здесь на сильном морозе «с первого до последнего часа дня», то есть до следующей ночи, а потом очнулся и, поддерживая голову руками, добрался до приехавших тогда в Казань бояр, посланников великого князя Московского, с которыми был и священник. Рассказав им о случившемся, Иоанн причастился, день провел в молитвах, а к утру следующего дня умер. Комнату, где лежал святой, тут же наполнило благоухание. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на Старом русском кладбище», на той самой Зилантовой горе, где Иоанн претерпел страшные мучения.

В 1552 году, придя к Казани, царь Иоанн IV устроил свою ставку сначала именно на Зилантовой горе, перенеся ее позже ближе к крепости. После падения Казани состоялось захоронение павших русских воинов в братской могиле — в версте от кремля, на берегу реки Казанки. Самодержец повелел основать здесь «поминальный» Свято-Успенский мужской монастырь, и сказал он:
«Сия обитель — жертва благодарения Богу, иноки сей обители будут живыми свечами пред Господом, и даем им завещание на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим...»
Место оказалось не вполне подходящим для иноческой жизни, в половодье монастырь заливало водой, и в 1559 году его перенесли на Зилантову гору, к Старому русскому кладбищу. На братской же могиле в первой половине XIX века возвели храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа. В наши дни он оказался на островке рядом с дамбой.
В Успенском Зилантовом монастыре всегда считали мученика Иоанна Казанского своим небесным заступником и предстателем, воссылали ему молитвы и надеялись на обретение его мощей, скрытых и по сию пору. Во время Гражданской войны в обители разыгралась страшная трагедия. Когда в 1918 году начались бои за Казань, белочехи установили у монастырских стен два орудия, из которых обстреливали красных. По оставлении белочехами города красноармейцы ворвались в монастырь и прямо в трапезной расстреляли братию монастыря во главе с настоятелем. В 2000 году мученики были канонизированы Русской Церковью.
В начале 1920-х годов в Успенском монастыре действовала женская община, в 1928 году большевики закрыли его. Почти все монастырские здания вскоре оказались разобранными. В 1930-е годы было уничтожено и кладбище, где почивают мощи мученика Иоанна Казанского. Лишь в 1998 году территорию монастыря вернули епархии, и Зилантова обитель была возрождена — в качестве женской.