Иосиф Владимиров иконописец

Иосиф Владимиров — крупнейший иконописец, великий книжник, друг Симона Ушакова, автор первого на Руси искусствоведческого трактата, человек ренессансного типа — многое сделал для того, чтобы русская иконопись не превратилась в явление исключительно «мемориального» характера, а оставалась фактом живого искусства. Выдающаяся личность России.

Иосиф (Осип) Владимиров родился, предположительно, в ярославской слободе Толчково в семье иконописца. Дата его рождения неизвестна, зато сохранились упоминания о том, что в начале 1640-х годов мастера впервые пригласили в Москву — участвовать в росписи стен Успенского собора в Кремле. Это говорит о том, что изограф уже получил к тому времени большую известность.

В 1650 году Владимиров вместе с ярославской артелью отправился расписывать Успенский собор в Кирилло-Белозерском монастыре. Видимо, по возвращении из северных краев он познакомился с Симоном Ушаковым, и с тех пор они много работали вместе — в Архангельском соборе Московского Кремля и в церкви Троицы в Никитниках, а позже, вместе с другими художниками, оформляли северную дверь и Царские врата в соборе Василия Блаженного. Некоторое время Владимиров даже жил в доме Ушакова.

Одним из самых известных произведений Иосифа Владимирова стал образ Спаса Нерукотворного. Его изображение есть в Сийском иконописном подлиннике с подписью:

«Сей образ Христов за много лет иезувити от голомуцыя пелегринато в Риме прееден презтенты пергамин с самого синдона Авгарева изыском зуграфа Иосифа Владимирова москвита, выдан до руки в Вене в лето 7171».

Специалисты объясняют: мудреная надпись свидетельствует о том, что иконописец имел у себя одну из копий образа, которые распространяли в то время иезуиты. Владимиров скопировал икону, внеся в римский «оригинал» свои коррективы, и сделал гравюру в Вене в 1663 году.

В период между 1656 и 1658 годом Иосиф Владимиров написал «Послание Симону Ушакову». Этот труд считается первым русским искусствоведческим исследованием. Автор начинает с того, что излагает древние взгляды на искусство. А потом вступает в спор со своими современниками-консерваторами. Он ратует за то, чтобы приблизить живопись к естественному, к природе, за использование светотеней на манер западных мастеров:

«Христов или Богородичен образ на стенах и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают искусно... и земных царей своих... пишут, и всякие вещи и события в лицах представляют и как живых изображают».

Не все святые, доказывал иконописец, были «смуглы и скудны» — просто русские древние иконы со временем темнели. Кроме того, художественные традиции Владимиров делил на истинные, то есть завещанные Богом, и ложные — придуманные людьми. Например, он писал, что

«в старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев»

и в этой связи предлагал ввести личную ответственность автора, обязав его непременно подписывать свои работы, а также организовать профессиональное обучение живописцев. Это, по его мнению, оградило бы народ от ремесленной кустарщины, когда святые

«не походили на человеческий образ, но на диких людей обличием подобие наморано».

В целом же Иосиф Владимиров пытался максимально приблизить русское искусство к общеевропейскому вкусу, сохранив, однако же, лучшие национальные традиции. Ему были близки эстетические взгляды эпохи Возрождения и западное сочетание красоты и «жизнеподобия». Вместе с тем изограф решительно выступал против «баснотворств», то есть вольного толкования библейских сюжетов. Он доказывал, что художник должен «со многим тщанием и усердием» работать над святым образом. И еще:

«Должно есть прежде ему стяжати правду, снискати же кротость и обрести разум и прочие к сим подобные нравы».

Последний раз Иосиф Владимиров упоминается в документах 1666 года, когда он пишет икону «Сошествие Святого Духа на апостолов» для церкви Троицы в Никитниках. Скорее всего, после этого мастер постригся в монахи неподалеку — в Знаменском монастыре на Варварке — и работал гравером на Печатном дворе, иллюстрируя Евангелие.

Единственное «задокументированное» живописное произведение Иосифа Владимирова — это как раз и есть «Сошествие Святого Духа» из Троицкой церкви. Еще изографу приписывают иконы «Исцеление слепого» и «Спас Вседержитель на троне» (обе тоже в Никитниках), а также «Рождество Христово», «Богоявление», «Благовещение» и «Богоматерь Владимирскую» с клеймами Сказания о Темир-Аксаке.


Саша Митрахович 14.03.2017 18:19

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча