История города Белозерска Вологодской области

Белозерск, Вологодской области, — город древний. Один из древнейших на нашей земле. Впервые в истории Белозерск упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом как Белоозеро, в котором «сидит весь» (весь — это народность или племя «вепсы»).
История Белозерска, начало
Рассказывая о приходе варягов на Русь, преподобный Нестор пишет:
«...и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Но в ту пору город находился на ином месте. Древнейшее предание связывает его местоположение с деревней Киснемой на северном берегу озера. Другое же говорит о том, что Белозерск находился на южном берегу, близ истока реки Шексны. Карамзин смешивает эти два предания и пишет:
«Город... стоял в IX веке на северном берегу озера... где вытекает река Шексна».
Исследования, проводившиеся начиная с середины XIX века, установили, что, действительно, Белозерск стоял на Шексне, неподалеку от ее истока, и располагался по обоим берегам реки. Удивительный факт: никаких следов городовых укреплений археологам обнаружить не удалось. Население древнего Белозерска, по-видимому, не нуждалось в крепких стенах. Оно, судя по найденным артефактам, мирно занималось ремеслами, торговлей и, конечно, рыболовством, не боясь нападений со стороны.
К XII—XIII векам город достиг расцвета, находясь в составе Ростово-Суздальской земли (хотя исторически первыми колонизаторами этих мест были новгородцы), а в 1238 году стал центром самостоятельного Белозерского княжества, данного ростовским князем Васильком Константиновичем в удел своему сыну Глебу (1237—1278). Бедствия монголо-татарского ига почти не коснулись края, поскольку Глеб Василькович, по сей день остающийся популярнейшим представителем фамилии Рюриковичей в Белозерье, был женат на внучке Батыя, крещеной с именем Феодора.
Великое переселение Белозерска
Пришли иные времена. В 1352 году Белозерск посетила страшная эпидемия моровой язвы, от которой вымер чуть не весь город. Через двенадцать лет эпидемия повторилась, согласно Никоновской летописи:
«Бысть мор велик в Новгороде и Нижнем и... по всем странам и по волостям... А на Белеозере тогда ни един жив обретеся»,
и оставшиеся горожане решили переселиться на другое место — именно туда, где город находится сейчас.
А в 1380 году на Куликовом поле погибли последние белозерские князья. Летописец так описывает осмотр Дмитрием Донским места битвы:
«И поиде [великий князь] з братом своим и со остаточными князи и воеводами и наеха место, идеже лежаху вкупе восмь князей Белозерскых убиеных, бе же сии мужествени и крепки зело, яко нарочитые и славнии удалци, и яко един единаго ради умре, и со множьством бояр их...»
Начиная с этого момента Белозерье постепенно утрачивает свою самостоятельность и переходит под контроль Москвы. Следы же старого города стерли с лица земли новгородцы, выжегшие его в 1398 году.
История Белозерска на новом месте

О первом столетье жизни города на новом месте известно очень мало. Активное строительство в Белозерске началось в конце XV века, когда его по приказу Ивана III окружили валами и глубоким рвом. По гребню валов шли деревянные стены с восемью башнями, а с «внешним миром» город соединялся посредством подъемных мостов.
Внутри городовых укреплений находился двор наместника, хранилась казна, стоял соборный храм — во имя святителя Василия Великого. О том, как он выглядел в XV—XVI веках, мы не имеем сведений. Лишь Дозорная книга 1617—1618 годов сообщает нечто о его устройстве. Но в 1612 году Белозерск разорили польско-литовские отряды (воевода бежал под защиту крепких стен Кирилло-Белозерского монастыря, и город сдался без боя). Так что, возможно, в Дозорной книге описывается уже новая соборная церковь. Была она, как видно из записей, «древяная клецки» и имела два придела — «Никола чюдотворец» и «Георгий страстотерпец Христов». Сообщается также о «колокольнице» с несколькими колоколами, крупнейший из которых весил «пуд без четверти».
В этой же Дозорной книге впервые упоминается о Преображенской церкви, чье посвящение впоследствии отошло к новому соборному Преображенскому храму:
«Церковь ружная Преображение Господа нашего Исуса Христа, да предел Димитрия Солунского, другой предел Екатерины Христовы мученицы, древяная клетцки с трапезою... На колоколнице 2 колокола, а в них весу полтретя пуда. Строение мирское».
К середине XIX столетия в городе было восемнадцать каменных церквей и одна деревянная — причем деревянную, Ильинскую, жители оставили не по бедности, а по глубокому к ней почтению.
Город жил преимущественно ловлей рыбы и торговлей, причем значение последней к 1846 году, с постройкой Белозерского канала вдоль берега озера, зримо возросло. Надобно сказать, что Белое озеро, при сравнительно небольшой его глубине, почти нигде не превышающей пяти метров, бывает довольно бурно, и судоходство здесь всегда представляло собой рискованное занятие.
Нынешний «лик» древнего Белозерска, в своей центральной части смотрящегося весьма «старинно», проявился в XIX столетии, когда сложился основной массив каменной и деревянной застройки города.
Впрочем, среди нее встречаются посланники и XVIII, и даже XVI века. Нетрудно догадаться, что это — церкви, которые на Руси, всегда помнившей о «небесном» и уповавшей на него, как правило, отстраивались в камне ранее жилья.
Увы, часть храмов сегодня с трудом опознается именно как храмы — безбожная эпоха, приспосабливавшая святые места под хозяйственные нужды и «идеологически» унижавшая их, обезобразила некоторые белозерские церкви.
История города Белозерска после 1917 года
Классовый состав населения Белозерска не способствовал тому, чтобы жизнь его после революции круто переменилась. Еще в 1937 году в районе насчитывалось 30 действующих церквей, что, по мнению большевиков, мешало «экономическому развитию». Подобные мысли властей всегда ужасающе материальны: к концу 1930-х в Белозерске и окрестностях не осталось ни одного открытого храма, а множество «бывших кулаков, лишенцев, поповских сынков, дьячков и прочей сволочи» (цитируем текст оригинального документа) было репрессировано. С особой жестокостью расправлялись с духовенством. В 1937 году расстреляли почти всех белозерских священников.
В январе 1938 года замначальника НКВД Ленинградской области уже отчитывался перед начальством «о выполнении репрессивной операции» по уничтожению «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Он писал:
«Белозерским оперсектором вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация церковников в числе 102 человек. Организация действовала на территории Белозерского и Кирилловского районов и руководилась епископом Тихоном Рождественским и попом Федотовским...»
Храмы же Белозерска частью оставались в запустении, частью были разрушены, частью приспособлены под нужды народного хозяйства, и черты их теперь приходится «угадывать» под слоем советских искажений.
Ансамбль соборной площади Белозерска не избежал общей участи. Васильевскую церковь, как мы уже писали, разрушили, а Спасо-Преображенский собор просто отняли у верующих и разграбили. Особенно пострадал изысканный иконостас. Только в 1980-е годы памятником всерьез занялись специалисты. Реставраторам, приглашенным из Новгорода, пришлось восстанавливать декор иконостаса буквально из обломков.