Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Когда смотришь на отражающиеся в водах Сиверского озера стены Кирилло-Белозерского монастыря, они кажутся мощными оборонительными укреплениями.

Сурово всматриваются в утренний туман узкими щелками бойниц огромные башни — Белозерская, Кузнечная, Поваренная, Свиточная, Косая. Они словно прикрывают своими каменными телами стоящий позади них Успенский собор. Впечатления верные. Кирилло-Белозерский монастырь был одной из самых больших и могучих крепостей России. Свою неприступность ему приходилось доказывать на деле.

Этот монастырь Вологодской области воспринимается обыкновенно как «старший брат» Ферапонтова монастыря. Действительно — он и основан годом раньше, и выглядит внушительнее. Да и по численности насельников он всегда превосходил скромную обитель прп. Ферапонта. О значении его говорит хотя бы тот факт, что в 1764 году его «назначили» первоклассным монастырем.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь - Слева направо: церковь Архангела Гавриила с колокольней и Успенский собор с придельными церквами.Основание Кирилло-Белозерского монастыря стало возможным благодаря подвижнической жизни преподобного Кирилла Белозерского. В миру, до принятия монашеского пострига, его звали Козьмой. В тридцать лет он отказался от достаточно обеспеченной жизни в боярском доме, раздал все свое имущество бедным и отправился в Симонов монастырь. Там он и стал монахом Кириллом, прожив в Симонове монастыре около тридцати лет.

В возрасте шестидесяти лет он стал настоятелем монастыря. Однако Кирилл недолго выполнял эту обязанность. Власть в любом виде тяготила его, он ушел на север в поисках нового места для уединения. Легенда рассказывает, что в Белозерье, на берега Сеярского озера, у впадения в него речки Свияги Кирилла привела сама Богородица. Здесь, на склоне крутого холма Кирилл выкопал себе келью. Келья Кирилла оказалась в стратегически важной точке пересечения важных водных артерий, которые в его время были главными дорогами на Руси, к Кириллу тянулись люди, желавшие стать учениками преподобного. Возникла небольшая монашеская община.

Словно по указанию свыше в 1397 году к ней пришли плотники и во славу Божию срубили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Потом на ее месте будет построен каменный Успенский собор. Своей общиной на Белозерье Кирилл управлял до самой смерти. Из уст в уста передавали рассказы о творимых им чудесах — как остановил молитвой разгулявшуюся на озере бурю, как дивным образом не оскудевали монастырские запасы в голодные годы, когда братия помогала зерном голодающим крестьянам. Откуда брались припасы? Кирилло-Белозерский монастырь славился своим нестяжательством — его основатель запрещал монахам принимать дары не только от бояр и князей, но и от любых мирян. Монастырь жил своими праведными трудами.

История строительства Кирилло-Белозерского монастыря

Надвратная Иоанновская церковь с приделом Феодора Стратилата. На заднем плане — Ферапонтова (Московская) башня.Существенную архитектурную особенность обители составляет ее мощная ограда с крепостными башнями. Монастырские стены строились в два этапа. Первый, начавшись в 1523 году, завершился к концу XVI века, и именно этим стенам пришлось выдержать атаки польско-литовских интервентов (три в 1612-м и одну в 1613 году). Во времена Смуты, в декабре 1612 года стены монастыря яростно атаковали поляки. Для защиты твердыни тогда взять в руки оружие пришлось не только стрельцам, но и монахам. Их в ту пору было около двухсот. Монастырь выстоял. На истоптанном снегу вокруг его стен темными пятнами остались лежать трупы поляков. Их предводитель пан Криштоп Песоцкий был убит метким выстрелом из мортиры. Монастырь так и не был захвачен, но его защитники понесли тяжелые потери: погибло 260 человек, не считая монастырских крестьян с женами и детьми (потери среди окрестного мирного населения считаются до 800 человек). К тому времени Кирилло-Белозерский монастырь существовал уже более двухсот лет.

Второй этап постройки крепостных стен, окруживших теперь не только «храмовое ядро» монастыря, но и многочисленные службы, относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Строительство велось на казенный счет, по последнему слову фортификационной науки. Впрочем, испытать себя в бою новым укреплениям так и не пришлось. На рубеже XVII—XVIII веков Кирилло-Белозерский монастырь утратил оборонительное значение.

Храмовый ансамбль, сосредоточенный внутри стен, также формировался постепенно. В 1497 году была выстроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она дошла до наших дней, хотя и в перестроенном виде. В конце XVI века ее «обняла» одноэтажная паперть, а в последующие столетия собор оброс придельными храмами (таковы — Владимирский, Епифаниевский и Кирилловский, в котором почивают мощи прп. Кирилла Белозерского). В XVIII веке собор утратил кокошники и шлемовидный купол. Его увенчала четырехскатная кровля с барочной главой.

В годы своего патриаршества Никон воспретил строительство шатровых церквей. Но обстоятельства сложились так, что, будучи «заточником» Кирилло-Белозерского монастыря, он вынужден был молиться именно в шатровой Евфимиевской церкви.Двадцатью годами моложе Успенского собора церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она была возведена в 1519 году на месте деревянной братской трапезы. И церковь, и трапезная палата претерпели множество перестроек. Самой масштабной стала переделка, осуществленная в первой половине XIX века, когда храм вместо яруса кокошников получил купольное завершение, а трапезная из сводчатой палаты была превращена в зал с колоннами в стиле ампир. В 1865 году «трапезный зал» расписали в соответствии со вкусами того времени. Росписи эти сохранились.

Вблизи Успенского собора и Введенской церкви в 1531—1534 годах на вклад Василия III выстроили храм архангела Гавриила «под колоколы». Как следует из названия, в верхнем ярусе церкви размещалась звонница, но в 1638 году на ее месте устроили ризницу, «обузив» проемы звонов до размеров обычных окошек. В 1757—1761 годах к западной стене храма примкнула колокольня.

В 1572 году на пожертвования сыновей Ивана Грозного, царевичей Ивана и Федора, в монастыре выстроили надвратную церковь с двумя престолами, посвященными тезоименитым святым царевичей — Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату. Сейчас церковь выглядит несколько моложе своих лет — все из-за четырехскатной кровли (когда-то были кокошники) и барочной главки (когда-то было шлемовидное завершение).

Второй надвратный храм, расположенный на противоположной стороне монастырской ограды, возвели в 1595 году и освятили в честь Преображения Господня. Ворота под ним именуются «Водяными», так как они выходят к Сиверскому озеру.

Кирилло-Белозерский монастырь обрел свою единственную шатровую церковь — Евфимиевскую. Она примечательна тем, что в период ссылки Патриарха Никона служила ему домовым храмом. В Кирилло-Белозерский монастырь Патриарха перевели из Ферапонтова в 1676 году и содержали здесь не в пример строже. «Исходить» он мог только в церковь, но и там должен был «стоять с молчанием, чтобы мятежу церковного от него не было».

Кирилло-Белозерский монастырь - место ссылки и покаяния

Введенская церковь с трапезной палатой.За свою историю Кирилло-Белозерский монастырь был и местом ссылки опальных бояр, и местом покаяния. Под конец жизни царь Иван Грозный прислал в Кирилло-Белозерский монастырь поминальный список «избиенных, истопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками». Говорят, что в этом страшном списке было перечислено более 3200 людей, в чьей смерти был повинен царь-кровопийца. Стремясь перед смертью замолить грехи, он прислал на помин их душ более десяти тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.

Вокруг монастыря постепенно начинало разрастаться поселение. Позже возник город Кириллов. Он вырос как бы сам собой, естественным путем, без приказов начальства и указаний свыше. Монастырь был, да и остается по сей день его ядром. На старинном гербе города было изображено укрепленное на треножнике клепало — кусок железа, в которое били монахи за неимением поначалу колоколов. В советские времена, в 1924 году монастырь закрыли. Однако клепало сохранилось даже на советском гербе Кириллова. Оно как бы напоминало, что город и монастырь неразделимы. Память места оказалась прочной.

В конце XX века началось возрождение монастыря, основанного Кириллом Белозерским. Это удивительный и красивый православный храм Вологодщины.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Вид на Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря со стороны озера Сиверское

На протяжении нескольких веков Кирилло-Белозерский монастырь оставался важнейшим культурным центром Русского Севера. Долгое время он находился под покровительством правящих мужей, и, как следствие, — постоянно развивался: строительство архитектурного ансамбля продолжалось до 1680 года.

Несмотря на свою удаленность от Центральной России, Кирилло-Белозерский монастырь принимал участие в военных действиях, выдержав в XVII веке осаду и отбив нападение польских и литовских интервентов. С конца XVIII столетия он постепенно начал приходить в упадок и был закрыт вскоре после революции. В 1924 году в древних стенах был создан музей.

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 2010 год.Кирилло-Белозерский музей-заповедник — «визитная карточка» Вологодской области. С 1997 года он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Являясь одним из самых крупных российских музеев, он обладает прекрасными коллекциями древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, рукописных и старопечатных книг, археологии, декоративно-прикладного и народного искусства.

В селе Ферапонтове, что в 18 километрах от Кириллова, в стенах монастыря, основанного в 1398 году сподвижником Кирилла Белозерского монахом Ферапонтом, находится Музей фресок Дионисия. Здесь посетителя встречают удивительной красоты храмы, уникальные стенописи, живописные виды.

Будучи изначально мужским, монастырь был упразднен и в начале XX века возобновлен как женский. В 1924 году вновь закрылся.

С 1975 года началось формирование современного музея. Сегодня он широко известен не только своими экспозициями; это еще и крупный научно-исследовательский и просветительский центр. С 2000 года монастырь находится под охраной ЮНЕСКО. Поводом для включения его в список объектов Всемирного наследия стали прекрасно сохранившиеся фрески московского живописца Дионисия, в начале XVI века расписавшего собор Рождества Богородицы. Площадь стенописи собора составляет 600 кв. м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера.

О прошлом нынешнего районного центра посетителям рассказывает Музей истории города Кириллова и Кирилловского района. Он был открыт в 2010 году. Постоянная экспозиция представляет собой интерьер жилого дома конца XIX — начала XX века. Залы имеют условные названия: гостиная, кабинет, спальня, кухня, комната для прислуги, столовая, кабинет врача. Здание, где разместилась экспозиция, — типичный жилой дом кирилловского горожанина конца XIX столетия. По воспоминаниям старожилов, одно время в нем жил врач городской земской больницы Иоаким Нодельман, прослуживший в Кирилловском уездном земстве тридцать пять лет. Здесь можно заказать обзорные, тематические и театрализованные экскурсии.


Саша Митрахович 23.01.2016 15:37

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча