Преподобный Ферапонт Белозерский и Можайский

Преподобный Ферапонт Белозерский и Можайский

Преподобный Ферапонт - Белозерский и Можайский чудотворец, он основал на своем веку два монастыря, причем второй из них — будучи уже глубоким старцем.

Рождение преподобного Ферапонта

Основатель Ферапонтова монастыря и строитель его первой (деревянной) церкви Рождества Пресвятой Богородицы родился приблизительно в 1335 году в Волоколамске в боярском семействе Поскочиных и получил в крещении имя Федор.

Как складывалась мирская жизнь Федора Поскочина, мы не знаем. Известно лишь, что мир он оставил довольно поздно. Ему было уже тридцать пять лет, когда он тайно ушел из родного дома и, придя в московский Симонов монастырь, упросил тотчас же постричь его в монахи, без обычного прохождения послушнического искуса.

Очевидно, в пользу своей просьбы «болярин Феодор» представил отцу настоятелю какие-то очень веские обстоятельства (можно предположить, что он боялся насильственного возвращения домой, если его разыщут родственники), и тот постриг его с именем Ферапонт.

Ферапонт - инок

Новоначального инока отдали под руководство опытного в духовной жизни старца, и скоро он весьма преуспел в монашеском делании, стяжав любовь и доверие братии.

Архимандрит Симонова монастыря полностью полагался на честность преподобного Ферапонта и доверял ему такие ответственные поручения, как закупка съестных припасов для монастыря. С этими поручениями инок уходил иногда довольно далеко от Москвы. В частности, побывал он и в белозерских краях, которые очень приглянулись ему и показались весьма удобными для уединенного служения Богу.

Мысль об уходе на Белоозеро с тех пор не оставляла преподобного, но до времени хранилась под спудом в его сердце. Так минуло около двадцати пяти лет. Пока, наконец, Ферапонт не нашел себе друга и спутника в лице преподобного Кирилла.

Почти одновременно им пришел помысел уйти из Москвы и найти место, «где бы можно было безмолвствовать иноку». Мысли их устремлялись на север, в глухие, необжитые края. Ферапонт пришел к идее исхода в Северную Фиваиду вполне естественным путем — бывая в окрестностях Белоозера по делам своей «интендантской службы». Кириллу же дала подсказку Божия Матерь. Когда он читал акафист перед Ее иконой, то услышал голос:

«Кирилле, изыди отсюду и гряди на Белое озеро. Тамо уготовах тебе место, на немже возможешь спастися».

Преподобные старцы в поисках уединения

В 1397 году двое почтенных чернецов (обоим было около шестидесяти лет) пришли на берег Сиверского озера, где Кирилл понял, что обрел место, обещанное ему Пресвятой Богородицей:

«Се, покой мой во век века, здесь вселюся!»

— воскликнул он в умилении сердечном. Святой остался близ озера, построил себе келью (но уединиться так и не смог: вокруг его кельи скоро вырос монастырь — тот самый, Кирилло-Белозерский монастырь). А прп. Ферапонт отправился дальше, с любовью испросив на то благословения у своего товарища.

Кирилло-Белозерский монастырь

Свой «покой» он обрел невдалеке:

«близ озера Паское зовомо, другое же озеро повыше того — Бородаевское, промеж их яко же стрелы вержение или мало множае; весьма красно место то и угодно на жительство паче иных мест, и возлюби е блаженный зело».

Было это в 1398 году.

С уединением и безмолвием у прп. Ферапонта тоже не вышло. И его хижина тоже стала центром притяжения для людей, чаявших духовного руководства на пути к спасению. Ферапонт, хотя и чаял уединения, с полной ответственностью отнесся к попечению о тех, кто приходил к нему:

«овии пользы ради, инии же хотяху сожительствовав с ним».

Ферапонтов монастырь

В 1408 году, в весьма уже преклонном возрасте, прп. Ферапонт вынужден был покинуть свой монастырь, уступив желанию можайского князя Андрея Дмитриевича. Тот буквально «выманил» святого из его северного удела:

«По любви к Пречистой Богоматери не оставль нас, отче святый, побывай у нас Господа ради и благослови нас. Есть у меня до тебя великое дело, но сказать можно о нем только наедине».

А наедине князь повел речь о том, как хотел бы он устроить обитель близ Можайска. Ферапонт отговаривался дряхлостью и необходимостью заботиться об уже существующем монастыре, и все-таки Андрею удалось вытомить из него кроткий вздох:

«Воля Господня и Пречистой Богоматери да будет над нами!»

И старец приступил к строительству. Но тут уж и Андрей Дмитриевич расстарался, не зная, как отблагодарить преподобного. Естественно, материальной нужды созидающаяся обитель не знала. Кроме прочего, князь был, судя по всему, примерным духовным чадом. Да и не только он сам, но и жена его, и дети — все считали законом для себя волю прп. Ферапонта и всячески старались утешить его старость.

Ферапонт в Можайске трудился не покладая рук

Можайский Лужецкий монастырь, основанный преподобным в ответ на неотступные мольбы можайского князя Андрея Дмитриевича.

Пренебрегая своими немощами, Ферапонт и в Можайске, как некогда на севере, трудился не покладая рук. Первой возвели церковь — конечно, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более же всего заботился преподобный не о возведении стен, а об устройстве иноческой жизни. Главным его опасением было, что после его кончины основанные им монастыри запустеют, что монахи оставят строгий общежительный устав, введенный им:

«О, если бы Господь Бог и Пречистая Богородица призрели на места сии и если бы я, грешный, мог иметь о них хотя малое дерзновение пред Богом, а моя молитва о них имела хотя малейшее значение перед Ним!»

— так часто говаривал старец.

Хотя прп. Ферапонт пришел в Можайск, будучи уже в преклонных годах, в Можайском Лужецком монастыре он подвизался еще почти двадцать лет. Архимандрит Дионисий (Виноградов), составивший в 1870-е годы жизнеописание преподобного, писал о последней «дистанции» его земного пути:

«Несмотря на окружавшее его уважение и попечение князя, вельмож его и братии, нимало не заботился он ни о славе, ни о богатстве, но сохранил полное смирение и совершенную нищету духовную и стяжал совершенную чистоту сердца».

Смерть святого Ферапонта

Рака с мощами прп. Ферапонта в Богородице-Рождественском соборе Можайского Лужецкого монастыря.

Скончался святой в девяностолетием возрасте, 27 мая 1426 года, а причислен к лику святых был в середине XVI века, при митрополите Московском Макарии. Мощи прп. Ферапонта почивают в Богородице-Рождественском соборе Можайского Лужецкого монастыря. Долгое время они находились под спудом, и только в 1999 году состоялось их обретение.

Преподобный Феропонт при жизни был выдающейся личностью России. После смерти Ферапонт причислен к лику Святых Русских.


Саша Митрахович 11.04.2017 15:01

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча