История Сергиево-Казанского собора Курска

На фото: Дореволюционный вид Сергиево-Казанского собора. Он остался практически неизменным.
До наших дней Сергиево-Казанский собор Курска дошел без существенных изменений. Серьезных перестроек не велось, а в советские годы в здании действовал музей. В целом — почти все так, как тогда, когда с колокольни упал мальчик Прохор. Вот только само место падения выглядит теперь иначе.
До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку.
Начало XX века
В жизни любого храма рано или поздно встает вопрос о реставрации. Так, необходимость некоторых восстановительных работ в Сергиево-Казанском соборе назрела к началу XX столетия. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыш и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.
После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма сложилась в богоборческую эпоху довольно благополучно — разумеется, на фоне общего антирелигиозного шабаша. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Как ни странно это может прозвучать, подобные заведения были для храмов в советские годы своего рода палочкой-выручалочкой. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели.
Переосвящение храма
В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине XX века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского.
Память преподобного
Ныне в соборе буквально все дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Ее установили к столетию канонизации святого, в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвященную ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освященном в его честь, полностью обновили иконостас.

Особо чтут верующие место падения отрока Прохора Мошнина с колокольни. Еще относительно недавно оно было окружено цветником. Позже его вымостили каменными плитами и установили здесь памятную доску с изображением святого и напоминанием о том, что произошло на этом месте в 1761 году.
Надо сказать, это не всем понравилось — критики говорили о том, что, когда в старину хотели особо отметить какое-либо место, его старались оставить его нетронутым. Некоторые приводили в пример петербургский храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), который стоит возле того места, где был убит император Александр II: мол, сохранили же там участок набережной канала с решетками и булыжниками... А с другой стороны — любая память лучше, чем забвение.