История Софийского собора Вологды подробнее

На фото:Софийский собор с плоской кровлей. Дореволюционная фотография.
Софийский собор в XVII столетии являлся одним из главных объектов приложения средств богатевшего города. В 1621 —1622 годах был капитально отреставрирован (или же полностью обновлен) соборный иконостас. В 1622 году при соборе поставили деревянную колокольню-восьмерик, в 1624—1625 годах главы соборного храма покрыли железом, в 1638-м — для колокольни приобрели боевые часы... 1642 год ознаменовался написанием для собора иконы Божией Матери Одигитрии, следующий за ним, 1643-й, — покупкой для соборной колокольни новых колоколов.
Своего пика усердие вологжан к собору Софии достигло в 1686— 1688 годах, когда его стены были сплошь покрыты фресками. Работы над стенными росписями начались при архиепископе Гаврииле, занявшем Вологодскую кафедру в 1685 году. Их поручили ярославскому иконописцу Димитрию Плеханову «со товарищи» (в количестве 30-ти человек), «гонорар» составил 1500 рублей, огромные по тем временам деньги. По сей день в соборе сохраняется «автограф» мастеров — написанный крупной вязью, он опоясал три стены храма (за исключением восточной, закрытой иконостасом):
«...Начата бысть сия святая соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Слова Божия стенным писанием при державе благочестивейших великих государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, при великом святейшем Иоакиме, Патриархе Московском и всея России, благословением и снисканием благолепия в дому Божии господина нашего преосвященнейшаго Гавриила, архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго, в лето от создания мира 7194, месяца июлия в 20 день, на память пророка Божия Илии, и во второе лето Боговрученнаго ему святительства, и совершися 7196 года».
С наступлением XVIII века Вологда постепенно утрачивает свое значение, а с основанием Санкт-Петербурга Вологда осталась на обочине военной и внешнеторговой жизни государства.
Тем не менее здесь активно продолжалось храмовое и гражданское строительство. Частые пожары привели к тому, что церкви все чаще возводили из камня. За XVIII столетие каменных церквей в Вологде построили до полусотни. В конечном счете, способствовали пожары и украшению Софийского собора. Так, после пожара 1724 года, нанесшего значительные повреждения главному соборному иконостасу, был сооружен еще более благолепный — он сохранился доныне.
При епископе Иосифе II, прозванном Золотым, в Софийском соборе «вкладом боголюбивых граждан» устроили чугунный пол, снаружи стены храма заново побелили, а звонница обогатилась новыми колоколами.
Значительному переустройству собор подвергся в середине XIX века. Тогда он получил плоскую кровлю (окрашенную зеленой краской) взамен позакомарного покрытия, к южному и северному входу были «прикладены» притворы, а узкие окна — растесаны ради беспрепятственного доступа света. Все эти новшества спустя столетие пришлось исправлять реставраторам. Вот только Софийский собор к этому времени уже не был действующим. В 1923 году его передали краеведческому музею под размещение атеистической экспозиции. Имелся здесь с 1929 года и свой маятник Фуко, под стать питерскому, установленному примерно в это же время в Исаакиевском соборе.