История Вознесенского собора в Ельце

Вознесенский собор стоит в Ельце менее ста тридцати лет. Но сколь же «обильным» на события выдался этот век с небольшим, сколько вместил в себя.
Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни города. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и «образовывались», и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Немалую известность имел соборный хор.
После 1917 года
Беды начались после 1917 года. В 1922 году развернулась кампания по «изъятию церковных ценностей», не обошедшая стороной елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное — храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой.
В 1929—1930 годах его временно закрывали, но прихожане в своих просьбах вернуть им собор были столь настойчивы, что добились своего. Увы, ненадолго. Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году главный храм Вознесенского собора перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в теплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку.
В 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее «изъятие»: прямо в храме в установленных здесь четырех ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезенных сюда из елецких храмов.
Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутствие провозглашенной Конституцией «свободы веры» в Ельце, где остался единственный действующий храм — тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего — в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии. Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок.