Иван Балакирев шут

Иван Балакирев шут

Иван Алексеевич Балакирев родился в 1699 году. Был он представителем костромского дворянского рода, известного с XVI века. Получив домашнее образование и выучившись читать, Иван по достижении юношеских лет отправился в Петербург, где был определен солдатом в Преображенский полк — одновременно ему как знающему грамоту приказали учиться инженерному искусству. Прослужив в полку несколько лет, он, волею случая, попал в ближайшее окружение Петра I.

 Преображенцы при Петре I.Знакомство Ивана Балакирева с государем состоялось в 1719 году — и вот при каких, если верить легенде, обстоятельствах. Однажды летним днем солдат Балакирев стоял на посту на берегу Невы. Солнце пекло жестоко, и он решил искупаться — разделся догола и бросился в воду. И тут случилась беда — показался царь Петр Алексеевич. Нужно сказать, что самодержец к нарушениям воинской дисциплины относился пристрастно, а за самовольное оставление поста полагалось тяжелое наказание — битье батогами.

Перепуганный Иван Балакирев при виде царя выскочил на берег, нахлобучил на голову парик и шапку, надел по форме перевязь, схватил ружье и, при приближении Петра I, лихо взял на караул. На вопрос же государя, почему он пребывает в столь невозможном виде, Иван отвечал, что, находясь на посту, «исследовал обстановку в реке». Петр любил находчивых и остроумных людей, и вскоре Балакирев оказался при дворе.

Официально он числился ездовым у царицы Екатерины Алексеевны, позже сделался камер-лакеем, но на самом деле, с ведома Петра I, полюбившего озорного солдата, исполнял роль шута — бесстрашного с приближенными императора (да и с самим царем), неустанно плещущего остротами (не всегда безобидными) и умевшего вывести своего патрона из состояния мизантропии, которая с приближением старости все более овладевала Петром Алексеевичем.

Позже, в 1724 году, когда Балакирев сильно провинился перед царем, это ему было поставлено в вину, о чем свидетельствует тогдашнее обвинительное заключение:

«Понеже ты, отбывая от службы и от инженерного, по указу его величества, учения, принял на себя шутовство и чрез то Виллимом Монсом добился ко двору его императорского величества, и в ту бытность во взятках служил Виллиму Монсу и Егору Столетову, чего было тебе по должности твоей, чинить не надлежало...»

Но до поры до времени отношения Петра I и Балакирева ничем не омрачались, и они были почти неразлучны. В 1722 году Иван Алексеевич сопровождал царя, отправившегося в Персидский поход. В Касимове шут разузнал, что по упразднении Касимовского ханства касимовских ханов больше не существует и попросил возродить для него этот титул. Петр, расхохотавшись, согласился — поначалу всё это так шуткой и оставалось, однако после смерти императора Екатерина I пожаловала Балакиреву бывшие владения касимовских царей в Татарской слободе. И шутка обернулась реальными приобретениями.

«Портрет императрицы Екатерины Алексеевны, жены Петра I» (первая четверть XVIII века) работы Иоганна Генриха Ведекинда.А в 1724 году разразилась катастрофа. К тому времени уже развивался роман между императрицей и камергером Виллимом Монсом, братом первой возлюбленной Петра I Анны Моне. Балакирев в качестве посыльного нередко доставлял послания Екатерины к ее избраннику — и не просто доставлял, но и тайком читал. О содержании одного из «опасных» писем он во хмелю поведал своему приятелю — кончилось все тем, что роман царицы открылся.

В ноябре было проведено дознание (Балакирева даже пытали на дыбе), после чего Монсу отрубили голову, а Балакирева (в числе еще нескольких «сообщников»), бив батогами, отправили в ссылку в крепость Рогервик на Балтике. Истинную причину репрессий при этом не обнародовали, объявив, что Монс наказан за непомерное взяточничество, а Балакирев — за соучастие в этом «плутовстве».

По кончине первого русского императора наследовавшая ему Екатерина I тут же вызвала Балакирева в Петербург, наградила его офицерским чином и всячески обласкала.

А с восшествием на престол императрицы Анны Иоанновны в 1730 году Балакирева произвели уже в официальные шуты. К шутам царица имела большую склонность, их при ее дворе насчитывалось несколько десятков; был даже учрежден специальный шутовской орден Святого Бенедикта.

Могила И. А. Балакирева за алтарем Богоявленской (Георгиевской) церкви в Касимове.В том шутовском многолюдье Балакирев старался не выделяться — память о наказании, которое он претерпел при Петре, не оставляла его. Если и шутил, то беззлобно. И беззубо. Временами, впрочем, природная склонность к справедливости брала свое, и он не сдерживался, о чем позже, вероятнее всего, жалел.

Так, однажды за выставление в невыгодном свете временщика Бирона Балакирева вновь били батогами. В другой раз за неосторожные слова об императрице ему пришлось посетить Тайную канцелярию. Хотя, вообще говоря, Анна Иоанновна относилась к нему достаточно благосклонно — подарила дом за Литейным двором, помогала деньгами, назначила щедрое содержание.

Однако к сорока годам Балакирев, видимо, устал от царского двора. В 1739 году он выхлопотал себе отпуск и уехал в принадлежавшую ему костромскую деревню. А вскоре Анна Иоанновна скончалась. В Петербург Иван Алексеевич больше не вернулся. Он переехал в Касимов, обустроил себе жилище в Татарской слободе и тихо прожил здесь до самой смерти, настигшей его в 1763 году.

Похоронили знаменитого приятеля Петра I за алтарем Богоявленской церкви, что в Пушкарской слободе.

Личности России.


Саша Митрахович 11.04.2018 14:09
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча