Богоявленская (Георгиевская) церковь Касимов

Богоявленская (Георгиевская) церковь Касимов

Каменная Георгиевская церковь в Касимове сменила обветшавшую деревянную церковь, которой, в свою очередь, некогда предшествовал древний монастырь, овеянный легендами — их героями выступают и князь-страстотерпец Глеб Владимирович, и князь Юрий Долгорукий, и князь Александр Невский.

Строительство Георгиевской церкви Касимова

Первое достоверное известие о Георгиевской церкви в Касимове относится к 1627 году. В писцовой книге, составленной Петром Воейковым и Постником Раковым, перечисляются все тогдашние касимовские церкви, в том числе и Георгиевская.

О том, как выглядел тот храм, дает представление рисунок Касимова, выполненный Николаасом Витсеном, который посетил Россию в составе голландского посольства в 1664—1665 годах. На этом рисунке справа от ханского двора хорошо видна церковь, которая не может быть никакой иной, как именно Георгиевской: место это — то самое, со скидкой на топографическую приблизительность изображения.

В окладной книге 1676 года Георгиевская церковь уже не упоминается, то есть незадолго до этого она была упразднена. Вместо нее значится новая деревянная церковь, освященная в честь Богоявления Господня.

Простояла Богоявленская церковь недолго, ибо в конце XVII века в Касимове, уставшем от опустошительных пожаров, решили впредь новые храмы строить в камне. И первым городским каменным храмом стал именно Богоявленский.

К строительным работам приступили в 1691 году — строительство велось на средства купца гостиной сотни Иродиона Ильича Гагина.

Спустя девять лет, в 1700 году, церковь освятили. Выглядел однопрестольный поначалу храм достаточно скромно, представляя собой простой четверик, снабженный пятиглавием. Приделы, трапезная и нынешняя колокольня появились позже.

Православные храмы Касимова.


Саша Митрахович 11.04.2018 09:34

История Богоявленской (Георгиевской) церкви Касимова

История Богоявленской (Георгиевской) церкви Касимова

Дореволюционная история Богоявленской (Георгиевской) церкви Касимова мало отличается от историй тысяч других провинциальных храмов — его жизнь была скудна на громкие события, но при этом глубока своим внутренним, не напоказ, содержанием. Советскую эпоху храм пережил в качестве складского помещения — но не погиб, а уже это была удача.


В первой половине XVIII века Богоявленская церковь Касимова, возможно, некоторое время, — покуда не появился каменный Вознесенский собор, — исполняла роль соборного храма. Интерьер ее в эти годы приобрел особое благолепие.

Прихожан прибавлялось, первоначальное помещение уже не вмещало всех желавших помолиться — проблему эту решили традиционным способом: устройством трапезной. Реконструкция пришлась на 1816 год. Появилась не только трапезная, но и высокая колокольня. Тогда же, видимо, число приделов возросло до трех.

Реконструкция 1810-х годов не была последней. В 1871 году прежнюю трапезную разобрали, заменив новой — более обширной. Вскоре в двух приделах поставили новые иконостасы: в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — в 1873 году, а в приделе великомученика Георгия — в 1882 году. Центральный иконостас, отличавшийся искусной работой, остался прежним.

Почти всех своих богатств и реликвий Богоявленский храм лишился в 1922 году, после известного декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. При этом богослужения в храме совершались еще довольно долго, хотя в 1930-х годах атеистический натиск на него усиливался.

Развязка наступила в 1937 году, когда президиум Касимовского горсовета принял решение о закрытии церкви и привлечении ее причта к уголовной ответственности — по обвинению в сокрытии церковного имущества от конфискации.

В 1939 году появилось еще более грозное постановление, предписывавшее снести церковное здание. К счастью, оно так и осталось на бумаге — закрытый храм приспособили под склад кожевенного завода.

В 1994 году Богоявленский храм был возвращен Церкви.


Саша Митрахович 11.04.2018 09:44

Георгиевская церковь Касимова внутри

Георгиевская церковь Касимова внутри

Внутри Богоявленский храм, несмотря на свою «просторность», весьма уютен. Предполагаем, что этот уют — следствие первоначального впечатления, получаемого человеком, который, пройдя под колокольней, попадает в трапезную. По площади она велика, но ее низкие своды как бы обволакивают — не придавливают, нет! — а нечувствительно включают, «вбирают» тебя в единое пространство храма. Из многих окон льется свет, рассыпаясь бликами по стенам; вокруг — старинные иконы. Отметим и обилие арочных полукружий, открывающихся в приделы (действующие и недействующие), а, как известно, всякий плавный овал действует на человеческую душу успокоительно, изгоняет из нее тревогу.

Небольшие левый и правый приделы трапезной перекрыты цилиндрическими сводами, причем их ось ориентирована в направлении «юг — север», что делает внутреннее устройство храма конструктивно более разнообразным.

Южный придел теперь (или пока) — не придел, вместо иконостаса — Распятие.

В северном приделе долгое время находилась ризница, ныне в нем устроен иконостас — придел ждет освящения. Иконостас — приземистый, трехъярусный, с зеленым фоном, в отличие от красного фона иконостасов в действующих храмах: главном Богоявленском-Георгиевском и придельном Зосимо-Савватиевском.

Главный храм в основном четверике — совсем крохотный по площади. В качестве контраста — необыкновенно высокий свод: основной четверик является двусветным; его высота — за двадцать метров! При такой вытянутости вверх и «двусветности» можно было бы, глядя снаружи, предположить в основном четверике два этажа, каковые часто и встречаются в барочных храмах, однако предположение это будет неверным — мы находимся в одноэтажной церкви. Иконостас имеет пять ярусов, в местном ряду — «престольные» иконы великомученика Георгия Победоносца (слева) и Крещения Господня (справа).

Придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится по левую руку от главного храма. Придельный иконостас на ярус ниже центрального (что диктуется небольшой высотой придельной церкви), но исполнен в той же — скажем так, барочной — стилистике, по той же схеме и с теми же декоративными украшениями в виде растительного орнамента «под золото». Царские врата обоих иконостасов — старые; один из них «позаимствован» в Ильинской церкви.


Саша Митрахович 11.04.2018 09:54

Георгиевская церковь Касимова расписание служб контакты как добраться расположение на карте

Георгиевская церковь Касимова расписание служб контакты как добраться расположение на карте

Георгиевская церковь Касимова расписание служб

Божественная литургия в Георгиевском (Богоявленском) храме совершается по праздничным и воскресным дням. Начало: в 8:00. Накануне — вечернее богослужение: в 17:00.

Престольные праздники:

  • 19 января — Богоявление Господне
  • 9 декабря — освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве
  • 6 мая — память великомученика Георгия Победоносца
  • 21 августа — перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Даты даны по новому стилю.

Контакты

  • Адрес: 391300, Россия, Рязанская область, г. Касимов, ул. Октябрьская, д. 8а
  • Телефон: +7 (49131) 2-41-88
  • Координаты храма: 54.924816,41.404273

Как добраться самостоятельно в Георгиевскую церковь

Если вы собрались ехать в Касимов на общественном транспорте, то лучше всего в город добираться на автобусе. Ежедневно с Щелковского автовокзала Москвы в Касимов уходят восемь рейсов: с 7:30 до 23:00. Время в пути — пять с половиной часов.

На своем автомобиле следует выезжать из Москвы через Люберцы на шоссе Р-105. Оно приведет вас прямиком в Касимов — через Егорьевск и Спас-Клепики. Расстояние — около 290 километров.

В Касимове ваш ориентир — главная городская магистраль: улица Советская (на ней находится и автостанция). От нее отходит улица Ленина, по которой нужно двигаться до конца — с поворотом направо на улицу Чижова. Миновав ее, поворачивайте налево — на улицу Октябрьскую: еще двести метров — и справа вы увидите Георгиевский (Богоявленский) храм.

Расположение храма на карте Касимова


Саша Митрахович 11.04.2018 13:44
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча