Иван Вахромеев Ярославский градоначальник и меценат

Имя Ивана Александровича Вахромеева, к сожалению, практически не известно за пределами Ярославля. Да и в самом городе лишь относительно недавно начали воскрешать память о выдающемся земляке. Градоначальник, предприниматель и меценат, много сделавший для Ярославля вообще и для храма Илии Пророка в частности, Вахромеев был человеком поистине замечательным.
Родился Иван Вахромеев в бедной семье, и хорошее образование было ему не по карману. Однако же, несмотря на то что всю жизнь писал с ошибками, он сумел стать одним из самых состоятельных людей и выдающейся личностью Ярославля.
Денег на благоустройство родного города Иван Александрович никогда не жалел — именно в бытность Вахромеева городским головой в Ярославле провели водопровод, электричество и телеграф, пыльные разбитые дороги превратили в мостовые, по ним стали курсировать трамваи, а на улицах появились фонари.
Для детей с городских окраин открыли приходскую школу, а для ярославской бедноты специально выпекался хлеб в одной из вахромеевских пекарен. Эти булки потом бесплатно раздавались нищим. Для увеселения более состоятельных горожан в центре Ярославля И. А. Вахромеев устроил бульвар.
Ярославль начал превращаться в один из самых благоустроенных городов России — и это при том, что консерваторы из городской управы постоянно препятствовали всем нововведениям: им было невдомек, зачем нужен водопровод, когда город расположен на стрелке двух рек, или зачем освещать улицы по вечерам, когда пора спать, и для чего вообще нужны фонтаны.
Иван Александрович Вахромеев занимался делами не только городского масштаба. Он собрал замечательную коллекцию уникальных рукописей, книг и монет, описывал свои коллекции, спонсировал, как сказали бы сейчас, работу древлехранилища и состоял в членах многих научных обществ. Между прочим, он заботился о городских храмах и лично написал и издал книгу с описанием фресок и древностей церкви Илии Пророка, к реставрации которой Вахромеев приложил столько сил.
Как это часто бывает, после смерти о меценате стали постепенно забывать, да и революция не способствовала сохранению памяти этого замечательного гражданина Ярославля. Лишь в новейшее время о нем вспомнили, однако — в несколько необычном контексте. После ремонта бывшей усадьбы Вахромеева, в которой на тот момент располагалась детская больница, решили открыть на здании соответствующую мемориальную табличку.
И тут многие горожане начали возмущаться, почему фамилия мецената дана как «Вахромеев», тогда как большинство полагало, что следует писать «Вахрамеев». Посыпались обвинения чиновников в безграмотности. Стали выяснять, и оказалось, что сам меценат подписывался «Вахромеев», при этом на кладбище на Туговой горе за Которослью, где погребены многие из его родственников, фамилия значится через «а» во втором слоге. Так и узнали, что существовало две ветви рода, и одни, занимавшиеся мукомольным делом, были Вахромеевы, а те, что специализировались на свинцово-белильном производстве, — Вахрамеевы.
Ветвь мецената принадлежит к первым, и хоронили их вовсе не на Туговой горе, а на Леонтьевском кладбище, благоустройством которого, кстати, тоже занимался в свое время городской голова. Кроме того, существует рукописная семейная хроника, написанная внуком Ивана Александровича — Варфоломеем Александровичем Вахромеевым, — из нее следует, что, по семейному преданию, родоначальником всего рода считается некий Варфоломей, или, как говорили в народе, Вахромей. А значит, букву «а» в фамилии во всех случаях следует поменять на «о»...
А может, все обстояло проще? Ведь был же у ярославского головы полный тезка — Иван Александрович Вахрамеев, прозванный в городе Ванька-бешеный за его неуемную любовь к горячительным напиткам и дракам. Возможно, известный меценат просто не хотел, чтобы его путали с этим непутевым родственником?