Церковь Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка строили богатые ярославские купцы. Для своего храма они отобрали самое лучшее из созданного русскими художественными школами XVII века. При этом в старину церковь выглядела не так, как сегодня, — ее не белили, стены оставались краснокирпичными, с синими и зелеными кокошниками и наличниками.

История церкви Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей — покровительницей живших на этих землях племен — произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

«христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в свое имя Ярославлем».

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы — братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

«Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили — она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Храм Илии Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки Ярославля по генеральному плану 1778 года. Тогда же, в XVIII веке, купола церкви перекрыли ставшими к тому времени «фирменными» ярославскими чешуйками. Несколько раз на протяжении следующего столетия росписи внутри церкви поновляли, но, тем не менее, храм постепенно ветшал, и к концу XIX века встал вопрос о его реставрации.

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Первая научная реставрация храма

Летом 1894 года Вахромеев обратился к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану (Рудневу) с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в храме Илии Пророка, план одобрили все инстанции, включая императора и Святейший Синод, и Иван Александрович принялся за дело. Все работы исполнены весьма добротно с полным сохранением древнего рисунка. На все работы употреблено до 40 тысяч рублей, многое со времен того грандиозного ремонта сохранилось в храме до наших дней!

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под... антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат — маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

Храм Илии Пророка после войны

В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина.

В храме Илии Пророка пришлось промывать стены, укреплять красочные слои... То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решетку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.


Саша Митрахович 28.03.2017 08:57

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле.

Церковь Илии Пророка —третий по размерам православный храм Ярославля. Больше него только Успенский собор на Стрелке и церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Изначально храм имел позакомарное покрытие, а центральная глава была покрыта белым железом. Четырехскатную кровлю устроили в начале XVIII века, а в середине XIX столетия все главы стали зелеными.
У церкви четыре придела: Ризоположенский, Покровский, преподобного Варлаама Хутынского, а также святых Гурия, Самона и Авива.

Ярославская школа зодчества — явление совершенно особое в истории русской архитектуры, это — квинтэссенция узорочья. XVII столетие, когда была возведена церковь Илии Пророка, — золотой век ярославского храмостроительства. Даже сейчас, после безжалостного «прореживания» храмов города в советскую эпоху, удивляешься, насколько не похожи друг на друга, неповторимы и уникальны уцелевшие церкви.

Впрочем, как раз удивительного в этом ничего нет. Достаточно вспомнить, что Ярославль был богатым купеческим городом. Купцы — благодарные прихожане — жертвовали щедрые суммы на храмы. Но человек остается человеком — привыкшие к профессиональной конкуренции, жертвователи и в строительстве пытались перещеголять друг друга. Отсюда все богатство форм и декора, главы самых неожиданных очертаний, непременные поливные изразцы.

Храмы Ярославля XVII века можно четко разделить на две группы: «симметричные» — такие строили вдоль Волжской набережной, они формировали облик города при взгляде с реки; и «асимметричные», рассчитанные на круговой обзор и с каждой точки выглядящие по-разному. Церковь Илии Пророка — из второй группы.

Само «тело» храма — традиционный четверик на высоком подклете, но как он обыгрывается дополнительными объемами! Четверик обстроен галереей и приделами, один из которых (северный) деликатно завершен традиционным перекрытием с кокошниками и луковичной главкой, удачно «играющей» с пятиглавым верхом самой церкви. Зато другой увенчан дерзким высоким шатром и подобен второй колокольне — с определенного ракурса церковь даже кажется симметричной из-за этих двух шатров, но это ощущение обманчиво. И дело не только в том, что шатры не повторяют друг друга по форме.

В отличие от колокольни, пристроенной к храму с запада, южный придел отстоит от него значительно дальше. Эта смелая игра объемами и создает тот удивительный эффект, суть которого понимаешь, когда неспешно обходишь площадь, постоянно удерживая церковь в поле зрения. Парадный, но в то же время необычайно изящный, обращенный к Присутственным местам и Спасо-Преображенскому монастырю юго-западный фасад сменяется спокойным северо-западным — отсюда Ильинская церковь выглядит вполне традиционно и даже неожиданно камерно, «компактно». По мере продвижения на восток, к алтарным апсидам, храм приобретает монументальность, свойственную зодчеству Древней Руси. И наконец, с юга он поражает пластичностью, насыщенной фактурой — благодаря вынесенному шатровому приделу и непринужденным вариациям на тему форм и размеров оконных проемов.

Таковы горизонты, которые раскрывает перед имеющим вкус архитектором асимметрия.


Саша Митрахович 28.03.2017 09:05

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле.

Сложно передать словами то ощущение, которое возникает у неподготовленного зрителя (да и у подготовленного тоже!) при входе в храм Илии Пророка. Разумеется, предварительно придется пройти необходимые формальности в виде покупки музейного билета, но затем посетитель в один момент забывает, что он в музее. Великолепные фрески делают храм живым, дышащим, они буквально взрывают воображение и вовлекают человека в хоровод красок и образов... Однако, преодолев первое впечатление, начинаешь понимать, что пестрота эта упорядочена и столь буйный праздник цвета художник подчинил достаточно четким канонам.

Росписи храма располагаются фризами — широкими горизонтальными полосами. Фризов этих может быть до пяти, если не считать самого нижнего: он находится ниже уровня глаз наблюдателя и представлен в основном орнаментами — они как бы обрамляют сюжетные и образные линии верхних поясов. Своды — «небо» храма, галерей и приделов —отведены основным евангельским сюжетам, под ними — Деяния апостолов, еще ниже — так называемые «храмовые» фрески, связанные с посвящением церкви:здесь изображены сцены из жизни пророка Илии и его ученика, пророка Елисея, чудеса этих святых (исцеления, воскрешение мертвых и другие). В этом ярусе располагается и знаменитая «Жатва».

Галереи церкви и шатровый Ризоположенский придел расписывались уже не Гурием Никитиным, а местными ярославскими изографами после 1681 года, когда мастер закончил работу в храме. Завершали роспись и вовсе после смерти Никитина, в 1716 году. Фрески вышли проще, хотя и они по-своему интересны. В Ризоположенском приделе, например, изображения рассказывают об обретении Ризы Господней.

Иконостас главного храма специалисты считают одним из лучших в XVII веке. Он состоит из шести ярусов — между традиционными пророческим и деисисным чинами расположен так называемый вкладной. Резное чудо мастера Ильи Якимова украшают около ста икон! «Спас Смоленский» и «Спас Эммануил с ангелами» работы ярославца Стефана Дьяконова — из тех икон, что находились в церкви изначально, то есть отбирались лично братьями Скрипиными.

Особое внимание привлекают «моленные места» в главном храме. Уникальные резные, с высокими шатрами, сени над тронами были изготовлены ярославскими умельцами в середине XVII века. Как гласит легенда —для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, а образцом послужило «царское место» Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Шедевры эти, впрочем, изначально делались для другого храма — Николы Мокрого, а в церковь Илии Пророка попали уже в ее «музейную» эпоху.


Саша Митрахович 28.03.2017 09:13

Церковь Илии Пророка в Ярославле сегодня

Церковь Илии Пророка в Ярославле сегодня

Совместное использование храма епархией и музеем — это, по большому счету, отголоски советской эпохи, но иногда такой симбиоз идет на пользу памятникам — если речь идет о памятниках огромной культурной ценности. Таковы, например, храмы, расписанные известными мастерами, ведь для сохранения фресок нужен особый климатический режим, определенные температура и влажность воздуха. Опытные реставраторы помогают поддерживать шедевры в удовлетворительном состоянии.

Главный престол церкви Илии Пророка вновь освятили в 1989 году. Поначалу богослужения совершались лишь один раз в год — 2 августа, в день памяти пророка Илии. Сейчас служат и по большим церковным праздникам, но только в летний сезон, когда уникадьной стенописи не угрожают ни холод, ни влага.

Храм Илии Пророка регулярно реставрируется. С 1990-х годов и по настоящее время по мере необходимости приводятся в порядок фрески, исправляются кирпичная кладка и кровля, поддерживается в должном виде красочное покрытие фасадов. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник накопил богатый опыт в части реставрации и консервации и все указанные работы проводит своими силами с привлечением местных мастеров.

В июне 2000 года церковь Илии Пророка отметила свой 350-летний юбилей.


Саша Митрахович 28.03.2017 09:21

Храм Илии Пророка в Ярославле богослужения график работы контакты как добраться самостоятельно расположение на карте

Храм Илии Пророка в Ярославле богослужения график работы контакты как добраться самостоятельно расположение на карте

Богослужения в церкви Илии Пророка:

Богослужения в храме проводятся только в летний сезон и по главным церковным праздникам.

График работы храма и время посещения:

Храм открыт как музей с 8:30 до 19:30. Билеты для посещения церкви Илии Пророка продаются у входа в храм. В период с октября по апрель посещение возможно только по предварительным заявкам.

Контакты Ильинской церкви в Ярославле:

  • Адрес храма: г. Ярославль, Советская пл., 7
  • Адрес дирекции музея: г. Ярославль, Богоявленская пл., 23
  • Телефон экскурсионного отдела музея: +7 (4852) 30-38-69
  • Официальный сайт музея: www.yarmp.yar.ru
  • Электронная почта: yarmp.1865@gmail.com

Как добраться самостоятельно к Ильинскому храму в Ярославле:

Из Москвы до Ярославля на автомобиле нужно ехать по федеральной трассе М-8 «Холмогоры»; в город въезжаете по Московскому проспекту (в который переходит М-8); после моста через Которосль, за Спасо-Преображенским монастырем, поворачиваете направо и по улице Нахимсона добираетесь до Советской площади.

С Щелковского автовокзала в Ярославль отправляются автобусы — несколько раз в день, с 8:30 до 23 часов. Время в пути — четыре с половиной часа.

Как вариант, можно воспользоваться железнодорожным экспрессом Москва — Ярославль (комфортней, но дороже) или электричками. Уточнять расписание следует на Ярославском вокзале Москвы.

В городе отлично развит туризм, есть гостиницы всех ценовых категорий. Бронировать номера в них лучше заранее.

Расположение храма Илии Пророка на карте Ярославля:


Саша Митрахович 28.03.2017 09:27
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча