Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле

Архитектура церкви Илии Пророка в Ярославле.

Церковь Илии Пророка —третий по размерам православный храм Ярославля. Больше него только Успенский собор на Стрелке и церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Изначально храм имел позакомарное покрытие, а центральная глава была покрыта белым железом. Четырехскатную кровлю устроили в начале XVIII века, а в середине XIX столетия все главы стали зелеными.
У церкви четыре придела: Ризоположенский, Покровский, преподобного Варлаама Хутынского, а также святых Гурия, Самона и Авива.

Ярославская школа зодчества — явление совершенно особое в истории русской архитектуры, это — квинтэссенция узорочья. XVII столетие, когда была возведена церковь Илии Пророка, — золотой век ярославского храмостроительства. Даже сейчас, после безжалостного «прореживания» храмов города в советскую эпоху, удивляешься, насколько не похожи друг на друга, неповторимы и уникальны уцелевшие церкви.

Впрочем, как раз удивительного в этом ничего нет. Достаточно вспомнить, что Ярославль был богатым купеческим городом. Купцы — благодарные прихожане — жертвовали щедрые суммы на храмы. Но человек остается человеком — привыкшие к профессиональной конкуренции, жертвователи и в строительстве пытались перещеголять друг друга. Отсюда все богатство форм и декора, главы самых неожиданных очертаний, непременные поливные изразцы.

Храмы Ярославля XVII века можно четко разделить на две группы: «симметричные» — такие строили вдоль Волжской набережной, они формировали облик города при взгляде с реки; и «асимметричные», рассчитанные на круговой обзор и с каждой точки выглядящие по-разному. Церковь Илии Пророка — из второй группы.

Само «тело» храма — традиционный четверик на высоком подклете, но как он обыгрывается дополнительными объемами! Четверик обстроен галереей и приделами, один из которых (северный) деликатно завершен традиционным перекрытием с кокошниками и луковичной главкой, удачно «играющей» с пятиглавым верхом самой церкви. Зато другой увенчан дерзким высоким шатром и подобен второй колокольне — с определенного ракурса церковь даже кажется симметричной из-за этих двух шатров, но это ощущение обманчиво. И дело не только в том, что шатры не повторяют друг друга по форме.

В отличие от колокольни, пристроенной к храму с запада, южный придел отстоит от него значительно дальше. Эта смелая игра объемами и создает тот удивительный эффект, суть которого понимаешь, когда неспешно обходишь площадь, постоянно удерживая церковь в поле зрения. Парадный, но в то же время необычайно изящный, обращенный к Присутственным местам и Спасо-Преображенскому монастырю юго-западный фасад сменяется спокойным северо-западным — отсюда Ильинская церковь выглядит вполне традиционно и даже неожиданно камерно, «компактно». По мере продвижения на восток, к алтарным апсидам, храм приобретает монументальность, свойственную зодчеству Древней Руси. И наконец, с юга он поражает пластичностью, насыщенной фактурой — благодаря вынесенному шатровому приделу и непринужденным вариациям на тему форм и размеров оконных проемов.

Таковы горизонты, которые раскрывает перед имеющим вкус архитектором асимметрия.


Саша Митрахович 28.03.2017 09:05
Загрузка...

Читать следующую статью

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле

Читать предыдущую статью

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча