Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле

Интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле.
Сложно передать словами то ощущение, которое возникает у неподготовленного зрителя (да и у подготовленного тоже!) при входе в храм Илии Пророка. Разумеется, предварительно придется пройти необходимые формальности в виде покупки музейного билета, но затем посетитель в один момент забывает, что он в музее. Великолепные фрески делают храм живым, дышащим, они буквально взрывают воображение и вовлекают человека в хоровод красок и образов... Однако, преодолев первое впечатление, начинаешь понимать, что пестрота эта упорядочена и столь буйный праздник цвета художник подчинил достаточно четким канонам.
Росписи храма располагаются фризами — широкими горизонтальными полосами. Фризов этих может быть до пяти, если не считать самого нижнего: он находится ниже уровня глаз наблюдателя и представлен в основном орнаментами — они как бы обрамляют сюжетные и образные линии верхних поясов. Своды — «небо» храма, галерей и приделов —отведены основным евангельским сюжетам, под ними — Деяния апостолов, еще ниже — так называемые «храмовые» фрески, связанные с посвящением церкви:здесь изображены сцены из жизни пророка Илии и его ученика, пророка Елисея, чудеса этих святых (исцеления, воскрешение мертвых и другие). В этом ярусе располагается и знаменитая «Жатва».
Галереи церкви и шатровый Ризоположенский придел расписывались уже не Гурием Никитиным, а местными ярославскими изографами после 1681 года, когда мастер закончил работу в храме. Завершали роспись и вовсе после смерти Никитина, в 1716 году. Фрески вышли проще, хотя и они по-своему интересны. В Ризоположенском приделе, например, изображения рассказывают об обретении Ризы Господней.
Иконостас главного храма специалисты считают одним из лучших в XVII веке. Он состоит из шести ярусов — между традиционными пророческим и деисисным чинами расположен так называемый вкладной. Резное чудо мастера Ильи Якимова украшают около ста икон! «Спас Смоленский» и «Спас Эммануил с ангелами» работы ярославца Стефана Дьяконова — из тех икон, что находились в церкви изначально, то есть отбирались лично братьями Скрипиными.
Особое внимание привлекают «моленные места» в главном храме. Уникальные резные, с высокими шатрами, сени над тронами были изготовлены ярославскими умельцами в середине XVII века. Как гласит легенда —для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, а образцом послужило «царское место» Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Шедевры эти, впрочем, изначально делались для другого храма — Николы Мокрого, а в церковь Илии Пророка попали уже в ее «музейную» эпоху.