Измайловский остров Москва

Измайловский остров (Музей-усадьба Измайлово, Городок им. Баумана) — бывшая боярская и царская усадьба на реке Робке, в настоящее время — историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Усадьба располагается на одноимённом острове в центре искусственного Серебряно-Виноградного пруда.
Покровский собор

Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово с двумя приделами упоминается впервые в Писцовой книге Московского уезда в 1623 году. Современный каменный храм возводили в 1671 —1679 годах.
Сейчас восстановление внутреннего убранства храма Покрова Пресвятой Богородицы еще не завершено, хотя многое уже сделано — и сделано на высочайшем уровне.
Мостовая башня и новый мост с чугунной аркой

Самой заметной постройкой на Измайловском острове (после самого Покровского храма, конечно) является Мостовая башня. Выстроена она была как замыкающий элемент четырнадцатипролетного белокаменного моста через Серебряный пруд. Кроме того, она служила Покровскому храму колокольней. На башне находились часы, а венчал ее двуглавый орел.
Мост, ведший к башне, в течение первых десятилетий XVIII века постепенно ветшал и разрушался. В 1767 году его разобрали. Участь быть разобранной грозила и Мостовой башне, однако в 1840-е годы, в связи с устройством на острове Николаевской богадельни, ее отремонтировали. Воссоздавать старый мост не стали, вместо него построили новый — с чугунными воротами (1852), створки которых ныне утрачены.

В эпоху рабочего городка имени Н.Э. Баумана (1920-е) Мостовую башню приспособили под жилье, а в первом ее ярусе находился продуктовый магазин. В 1940-е и 1980-е годы башню реставрировали, сейчас она находится в ведении Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ).
Жилые корпуса богадельни

Цельную красоту Покровского храма разрушили три корпуса Николаевской богадельни, вплотную обступившие его. Надо, однако, отметить, что это решение было продиктовано заботой о немощных насельниках богадельни: во время богослужений северные и южные двери храма отворялись прямо внутрь жилых корпусов.

В богадельне проживали около четырехсот инвалидов, главным образом — нижние чины. Офицеров в 1860-е годы было не более двух десятков человек, и помещались они особенным образом, имея каждый отдельную комнату с перегородкой и свою столовую — с библиотекой, состоящей «из отборных книг, журналов и газет». Некоторые пенсионеры офицерского звания квартировали в одноэтажном кирпичном здании несколько поодаль от главных корпусов. Впоследствии в этом доме (он сохранился и сейчас, надстроенный в конце XIX века вторым этажом) жил комендант богадельни.
Чугунный фонтан и памятнику Петру I

Завершая осмотр центральной части ансамбля Измайловского острова, подойдем к чугунному фонтану и памятнику Петру I, высящемуся неподалеку от него.
Чугунный фонтан появился напротив западного крыльца Покровского храма одновременно с преобразованием бывшей царской усадьбы в богадельню. Установили его на средства все того же купца И. Я. Сорокина, который пожертвовал деньги на возведение чугунных ворот. Что касается памятника Петру, то это значительно более позднее приобретение. Его установили в 1998 году в ознаменование трехсотлетнего юбилея отечественного флота. Измайлово для этой цели избрали неслучайно: именно здесь юный Петр Алексеевич обнаружил «тот самый ботик».
Пройдем, наконец, к так называемым Передним воротам, которые хорошо видны от только что осмотренного нами фонтана. Эти ворота (как и построенные по одному чертежу с ними Задние ворота, которые мы увидим чуть погодя) появились на острове в 1682—1683 годах, составив единый ансамбль с оградой и служебными помещениями, расположившимися по периметру двора. Перед воротами когда-то стояли навесы для стрельцов, несших караульную службу.
Ворота имеют типичное для своего — и даже более раннего — времени шатровое завершение, а вот в оформлении арок зодчий пошел не торным путем, предполагавшим устройство одного широкого (проезжего) проема и одного малого (пешеходного), а избрал симметричную, подчеркнуто парадную композицию с широкой аркой для проезда посередине и двумя более узкими и низкими проходными арками по бокам.
Над центральной аркой виден киот, где прежде помещалась икона, а чуть повыше киота — два круглых (и тоже симметрично расположенных) окошка. В них помещались голландские часы с курантами — «два круга указных часовых». Венчал ворота двуглавый орел.
Утраченные постройки
Можно было бы сразу войти в Передние ворота, но мы предлагаем вам иной маршрут: обойти двор, составленный бывшими служебными постройками Николаевской богадельни (а ныне — музейными корпусами), с южной стороны. Пройдя берегом Серебряного пруда, мы окажемся на месте разрушенного дворцового храма. Построенный в 1678 году, он имел два яруса. Престол в верхнем этаже был освящен во имя Иоасафа царевича Индийского, в нижнем — во имя Всех святых. Во второй половине 1680-х годов, при царевне Софье, храм перестроили, причем верхний ярус — полностью, вследствие чего он приобрел барочные черты.
К концу XVII1 века храм пребывал в полуразрушенном состоянии: молния, ударившая в него, повредила верхний ярус, и церковь осталась без службы (иконы и утварь перенесли в Покровский храм). В руинах Иоасафовская церковь находилась до середины XIX столетия, когда ее восстановили, переосвятив нижний храм во имя мученицы Александры Римской, небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Почти сразу после революции храм царевича Иоасафа разорили. В 1930-е годы храм разрушили окончательно, и долго еще, до конца войны, по меньшей мере, груды кирпича и строительного мусора обозначали место, где он стоял.
Войдем теперь через небольшие — южные — воротца, расположенные между служебным и семейным корпусом (семейный — потому что в богаделенные времена здесь жили инвалиды, обремененные недееспособными домочадцами), на территорию бывшего Государева двора. Почти напротив ворот (чуть левее) находился летний дворец царской фамилии, увенчанный, как и полагается, двуглавыми орлами.

Дворец состоял из семи отдельных срубов, поставленных на каменное основание и соединенных между собой сенями. В нижнем — кирпичном — ярусе находились хозяйственные помещения, а два верхних жилых этажа были деревянными, в полном соответствии с тогдашними представлениями о том, что деревянное жилье «здоровее» каменного.
Окон в здании имелось, согласно дотошному описанию, сделанному в 1680 году, 70 (слюдяных), помещения обогревали кафельные печи, полы в покоях были выложены «кирпичом дубовым», а двери обиты «красным сукном с лужеными петлями».
В 1701 году дворец был отремонтирован и перестроен, но к середине столетия пришел в негодность, и в 1765 году, при Екатерине II, относившейся к Измайлову без сентиментальных предубеждений, его разобрали.
Государев двор имени Баумана
Небольшой клочок земли, на котором мы сейчас стоим, помнит весьма многие повороты отечественной истории за последние два с половиной столетия. При московских царях здесь был Государев двор, затем — при императорах — эта подмосковная усадьба запустела, пока ей не нашлось новое, богаделенное, применение; революция принесла сюда «новый быт», а новейшая эпоха — музейное бытование.
Однако обо всем — в порядке общей очереди. В момент расцвета Измайлова как царской дачи на Государевом дворе находились, помимо дворца, одноэтажные каменные постройки хозяйственного назначения, в том числе ледники, где в подобающих условиях сохранялась провизия для высочайшего стола. Весь комплекс был окружен оградой с Передними (их мы уже видели) и Задними воротами. Последние использовались для подъезда со Стромынской дороги. И к Передним, и к Задним воротам примыкали стрелецкие палаты.
К моменту основания на острове богадельни почти все здешние жилые и хозяйственные постройки находились в разрушенном или полуразрушенном состоянии (сказалось и длительное отсутствие ремонта, и разорение 1812 года). Архитектор К.А. Тон, обустраивая территорию бывшего Государева двора под нужды Николаевской богадельни, поступил с нею, тут надо отдать ему должное, весьма деликатно, почти полностью сохранив прежний периметр двора и даже отчасти стилизовав новые здания под XVII век.
В 1918 году новая власть указала инвалидам на дверь, а на Измайловском острове был расквартирован саперный полк инженерных частей Московского военного округа РККА. Казармы просуществовали в Измайлове до 1924 года, а потом Государев двор стал рабочим городком имени Баумана со всеми сопутствующими новому статусу элементами — коммунальными квартирами, баней, столовой, детским садом и школой, кинотеатром, аптекой и магазинами, а также вытрезвителем.
В начале 1970-х годов жители здешних коммуналок разъехались в разные концы столицы, получив отдельные благоустроенные квартиры, а на Измайловском острове началась неспешная реставрация. В 2007 году комплекс памятников бывшего Государева двора и Николаевской богадельни вошел в состав МГОМЗ.