Князь Константин Константинович в судьбе собора Николая Чудотворца в Павловске

Судьба будущего храма Святителя Николая Чудотворца полностью зависела от хозяина Павловска, великого князя Константина Константиновича. Первый вариант был готов к концу 1898 года и весьма нравился священнику церкви Иоанну Жемчужину, однако князь его не подписал.
Константин Константинович Романов, будучи важным государственным деятелем, зачастую не мог уделить должное время, чтобы изучить проект новой гарнизонной церкви в Павловске, нередко отсутствовал в городе, а по приезде непременно желал видеть эскиз здания в привязке к окружающей местности.
Когда августейший владелец Павловска наконец вынес суждение по поводу проекта, оно стало для Жемчужина во многом неожиданным. Ратовавшему за простоту и лаконичность храма священнику великий князь передал свое неодобрение
именно этого варианта архитектурного решения:
«Нужно строить церковь художественную, красивую, чтобы она была памятником, достойным имени великих основателей и устроителей Павловска и не резала бы глаза жителям города своим некрасивым видом. А такая церковь, как спроектирована, годна для деревни или для захолустного уездного города, а не для Павловска».
Константин Константинович вовсе не был капризным или чванливым собственником города. У него имелось собственное, совершенно конкретное видение будущего храма, в которое не укладывались другие схемы и стили. Поэтому великий князь не одобрил и второго проекта, заказанного Жемчужиным Андрею Александровичу Карбоньеру. Этот академик архитектуры оценил свои чертежи в 300 рублей, предложив работать над проектом дальше, а свое авторское наблюдение за строительством оценил в 4000 рублей. Однако и в этом случае Жемчужин наступил на те же грабли: по проекту Карбоньера будущая церковь стоила бы около 50 тысяч рублей, а для великого князя и это было мелко.
Надо отдать должное Константину Константиновичу: он поначалу детально рассмотрел два проекта храма и лишь потом заявил о своем предпочтении.
Дело в том, что великому князю очень нравилась петербургская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кирпичный храм, построенный в 1894-1898 годах, был ярким и богато декорированным образцом псевдорусского стиля.
Константину Константиновичу сразу приглянулись ее нарядные фасады и купола, камень и красная глазурованная плитка, ее золотые мозаики и цветная керамическая черепица. Они отчетливо виделись великому князю и на будущем Никольском храме.
Автором проекта этой красивой церкви был модный столичный зодчий - действительный член Императорской Академии художеств Александр Иванович фон Гоген. Константин Константинович, отменно разбиравшийся в людях, не ошибся ни в профессиональных, ни в человеческих качествах фон Гогена.
Архитектор выполнил эскиз Никольского храма, не взяв ни копейки из пожертвований на его строительство. В проекте же получилась, по словам Жемчужина,
«чрезвычайно стильная и красивая церковь с высокими башнями по углам, на верху которых видны были трехсторонние орлы. Вся церковь на рисунке была какая-то легкая, изящная, так похожа на корабль, несущийся по волнам моря житейского».