Собор Николая Чудотворца Павловск Санкт-Петербург
Содержание:
В воскресный день 27 августа 2017 года в Павловске произошло торжественное и радостное событие. В соборе Святителя Николая Чудотворца состоялись торжественное богослужение и праздник в честь важной даты - 115 лет со дня первого освящения.
Строительство собора Николая Чудотворца в Павловске
История современного собора Николая Чудотворца Павловска начинается в 1841 году, однако еще раньше здесь существовала деревянная однопрестольная церковь в память о перенесении мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.
В декабре 1894 года старую церковь приписали к Сергиевскому всей артиллерии собору, и потому назначили нового священника, Иоанна Жемчужина. Именно активным действиям Иоанна Жемчужина мы обязаны появлению великолепного каменного собора Николая Чудотворца в Павловске.
Даже при беглом осмотре священник сразу понял, что церковь нуждается в срочном капитальном ремонте, но на все просьбы Жемчужина начальство отвечало отказами.
Отец Иоанн, однако, был настойчив. Он призывал горожан установить в Павловске новый храм, на это деяние он получил благословение своего знаменитого тезки, отца Иоанна Кронштадтского. Настойчивость и оптимизм двух духовных особ возымели действие и сбор средств на будущую церковь начался.
Пример подал Иоанн Кронштадтский. Он благословил сбор пожертвований, пророчески заверив, что деньги непременно наберутся, и сам передал для строительства 50 рублей. Их примеру следовали и другие, менее состоятельные горожане, внося посильную лепту в это благое дело. Как только сумма пожертвований достигла 22 тысяч рублей, Жемчужину стало понятно, что можно начинать строительство.
Для будущего храма Жемчужин просил у августейшего хозяина города, великого князя Константина Константиновича кусочек территории рядом с существующею церковью.
Удивительно, но отныне быть или не быть простой церкви в маленьком городке решалось в высоких кабинетах, специально созданными комиссиями и волею первых лиц государства. А 1178 квадратных саженей земли для будущего гарнизонного храма повелел выделить уже сам государь.
Однако согласование и разрешение на строительство Жемчужин не получил ни с первого, ни со второго раза. Лишь третий проект церкви удовлетворил вкус августейшей особы. Великий князь Константин дал согласие 11 марта 1900 года, когда постройка церкви уже фактически началась.
Строительство храма продвигалось невиданными темпами и летом 1902 года устроители церкви Святителя Николая Чудотворца пришли к выводу, что уровень сделанного уже позволяет готовить ее освящение. Оно состоялось 15 августа, в светлый день Успения Пресвятой Богородицы, в присутствии большого числа представителей российской императорской фамилии.
Известно, что Иоанн Кронштадтский, прибывший провести здесь службу на третий день, был поистине изумлен еще до конца не завершенной церковью, с радостью воскликнув: «Какой чудный, какой дивный храм!»
Полностью строительство храма Николая Чудотворца завершилось к 1904 году и обошлось примерно в 150 тысяч рублей.
История собора
История Никольского собора Павловска до революции была обычна и безоблачна. После революции, в 1918 году храм Святителя Николая стал приходским. Он по-прежнему работал, и в нем проходили службы.
Лишь в 1930 году, к очередной годовщине Октябрьской революции, Ленинградский горисполком решился закрыть Никольскую церковь, однако прокуратура не нашла для этого достаточных оснований. Вторая попытка оказалась успешней: 20 ноября 1933 года службы в храме прекратились.
В помещении церкви организовали клуб - обычная практика тех времен. Затем здесь развернули мастерскую со складскими помещениями для ремонта бронетехники. Двери были тесными, но танки быстро проломали стены.
Потом грянула Великая Отечественная война, и Никольскую церковь обстреливала немецкая артиллерия, не только разрушая фасад, но и уничтожая внутреннее убранство. С конца 1941-го до окончания 1943 года Павловск оккупировали немцы, возобновившие в гарнизонном храме богослужения.
После войны в церкви опять заработали технические мастерские, обслуживающие соседнюю воинскую часть. В 1960-х годах мастерские заменили на склад военного снаряжения.
Долгие годы здание церкви методично и варварски разрушалось. Были утрачены главки основного объема храма, а также глава над апсидой и шатровое завершение колокольни; серьезно повреждена кирпичная кладка стен, сами стены отсырели из-за отсутствия на крыше большей части кровли.
Внутреннее пространство было завалено грудами железного лома и мусора. Исходная планировка была изменена новыми перегородками. Штукатурка осыпалась вместе с лепниной и другими видами декора; одни кусочки остались от медальонов на своде с изображениями четырех евангелистов.
Возрождение
В 1991 году церковь была отдана прихожанам. 6 мая здесь торжественно отслужили первый молебен, а 29 июня прошло вторичное освящение в честь возвращения храма в лоно Церкви. Храм получил статус собора.
В первое лето реставрации смонтировали высокие хоры, соорудили временный иконостас, протекавшую крышу покрыли рубероидом, а осенью приготовили фронт работ к зимнему периоду, устранив дыры в стенах здания и остеклив все окна. В том же 1991 году в храме восстановились постоянные богослужения и отправлялись требы.
20 ноября 2011 года возле Никольского собора был установлен бюст последнему российскому императору Николаю II, а в августе следующего года собор отметил свое 110-летие.
Были восстановлены соборная звонница, башенки «шатров», купола в форме луковиц, все компоненты отопительной и дренажной систем здания.
Летом 2015 года собор Святителя Николая Чудотворца наконец-то приобрел свой величавый первоначальный вид.
Архитектура Собора Николая Чудотворца
Каменный собор Свт. Николая Чудотворца возводили в псевдорусском стиле, характерном для красочного и представительного московско-ярославского зодчества XVI-XVII веков, однако совершенно непривычном для северо-запада России.
Длина всего здания равнялась его высоте с крестом и составляла 32 метра, ширина - 19,5 метров. При таких размерах достаточно вместительная четырехстолпная церковь стала важнейшим компонентом застройки Солдатской слободы и одним из высотных ориентиров всего Павловска.
Цвет ее фасадов обусловлен красно-коричневой окраской специального кирпича, который был привезен из Франции. Его транспортировали с особенной тщательностью, обернув каждый пшеничной соломой. Декоративные элементы кирпича были покрыты штукатуркой, после чего он отправлялся на облицовку стен. Образ же «торта с глазурью» создают собору окрашенные в белый цвет верхние части его здания.
В плане пятиглавый Никольский храм имеет форму квадрата, из которого выступают колокольня и небольшая апсида алтарной части. Основным объемом здания является четверик, переходящий в восьмерик, угловые стороны которого заметно укорочены.
Главный барабан завершается луковичной главой и визуально как бы «закрепляется» в основании кокошниками килевидной формы.
По углам здания располагаются острореберные купола в форме пирамид, которые завершают фигурки золоченых орлов, а колокольню, основной купол и четыре башенки малых главок на барабанах венчают православные кресты. Впервые их установили на собор в июне 1902 года.
Основной объем храма соединяется с колокольней прямоугольным объемом, в котором находится главный вход в собор, акцентированный выступами стен с кокошниками килевидной формы.
Колокольня имеет в основании восьмерик, обрамленный по всему периметру квадратными нишами, и завершением схожа с центральной главой основного объема. Дореволюционные звоны колокольни были петербургского производства; современные также отлиты на Балтийском судостроительном заводе в период реставрации (2001).
Интерьер собора
Собор Святого Николая в Павловске - не обычный православный храм, поскольку он изначально относился к армейскому ведомству. Построенный в пору перемен и поисков «национального направления» в области военного церковного строительства начала XX века, он по праву считался примерным образцом полковой церкви для военного поселения.
Ведомственная принадлежность и связанная с ней специфика храма требовали большего простора внутреннего пространства, нежели его деревянная предшественница. Павловский собор по вместимости был рассчитан на тысячу человек, что в некоторых родах войск тогдашней российской армии могло составить численность целого полка!
Находясь внутри собора, сразу замечаешь высоту церкви, рождающую ощущение, что пространство здесь стремится ввысь. Этому во многом способствует и отменная освещенность интерьеров, которая во многом достигается объединением центральной световой главы с плоскостями стен собора с помощью сомкнутого потолочного свода.
Стены и своды собора были покрыты замечательными красочными росписями, фрагменты которых сохранились до наших дней. В ходе реставрации храма велись работы с целью восстановить отделку интерьера старинной штукатуркой. Когда был вскрыт слой полуразрушенной облицовки на поверхности западной арки храма, открылся целый ряд фрагментов оригинальной росписи на темперно-клеевой, животной основе - для нее применялись куриные яйца либо казеиновый клей, приготовленный из молочного белка. Чтобы сохранить образцы уникальных росписей, пришлось укреплять штукатурную основу и консервировать слои красок по специальной методике.
Но «главной достопримечательностью храма» является трехъярусный иконостас. Изготовили его в русских традициях XVII—XVIII веков. Древесину светлого дуба мастер украсил искусной резьбой. В основе узоров он использовал рельефные изображения виноградных гроздей, маслин, других плодов и ветвей растений. В этом же стиле были украшены киоты некоторых образов, также изготовленных из светлого дуба.
Иконы для иконостаса были написаны предположительно Иваном Федоровичем Порфировым, а также художником-иконописцем Розановым, кисти которого принадлежали, в частности, иконы с ликами апостола Павла и Марии Магдалины. Для их написания в качестве образцов стиля были взяты васнецовские иконы из киевского собора Святого Владимира. Коллега иконописцев, художница Н. В. Зедергольм выполнила на фарфоре изображения евангелистов, а царские врата собора украсила сюжетом «Благовещение».
Великолепный вид образов собора во многом объясняется и тем, что они выполнялись живописцами на чеканном фоне. Золоченая поверхность иконы чеканилась для того, чтобы в дальнейшем на ней, как в зеркале, не отражалось ничего из окружающего икону пространства и не отвлекало молящегося от лика как главной части святого образа. Эта работа требовала от мастера помимо высокой профессиональной квалификации еще и большого опыта. Нанести узор или рисунок, не повредив при этом тончайшего слоя позолоты, мог далеко не каждый живописец даже при наличии специального инструмента - чекана. Зато наградой ему были красота, легкость и воздушность фона церковной иконы, благодаря которому она словно наполнялась удивительным золотым светом.
К вековому юбилею освящения собора в 2002 году благодаря организации «Вятские художественные мастерские» удалось воссоздать его дубовый резной иконостас; образы для него написали современные живописцы Николай и Ирина Богдановы.
Сегодня в соборе Николая Чудотворца много икон, созданных в наше время. Начиная с 1991 года, когда начались первые работы по обновлению и реставрации здания, прихожане и другие посетители храма стали приносить сюда иконы, следуя примеру своего настоятеля.
Расписание богослужений
Богослужения проводятся по выходным и великим праздникам, исповеди начинаются с 9:00, вечерние службы - в 17:00.
Контакты
- Адрес: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Артиллерийская, д. 2.
- Телефоны: +7 (952) 269-99-33 (канцелярия) +7 (812) 465-19-99 (дежурный в храме).
- Сайт: pavlovsk-xram.info
Как добраться самостоятельно к собору Павловска
На общественном транспорте:
из Санкт-Петербурга с Витебского вокзала или ж/д станции «Купчино» до станции «Павловск», далее на автобусе № 379 до собора; на маршрутке № 286 от станции метро «Московская».
На автомобиле:
из Санкт-Петербурга по Витебскому проспекту, далее по Павловскому шоссе, всего около 30 км.
Расположение Никольского собора на карте
Князь Константин Константинович в судьбе собора Николая Чудотворца в Павловске
Судьба будущего храма Святителя Николая Чудотворца полностью зависела от хозяина Павловска, великого князя Константина Константиновича. Первый вариант был готов к концу 1898 года и весьма нравился священнику церкви Иоанну Жемчужину, однако князь его не подписал.
Константин Константинович Романов, будучи важным государственным деятелем, зачастую не мог уделить должное время, чтобы изучить проект новой гарнизонной церкви в Павловске, нередко отсутствовал в городе, а по приезде непременно желал видеть эскиз здания в привязке к окружающей местности.
Когда августейший владелец Павловска наконец вынес суждение по поводу проекта, оно стало для Жемчужина во многом неожиданным. Ратовавшему за простоту и лаконичность храма священнику великий князь передал свое неодобрение
именно этого варианта архитектурного решения:
«Нужно строить церковь художественную, красивую, чтобы она была памятником, достойным имени великих основателей и устроителей Павловска и не резала бы глаза жителям города своим некрасивым видом. А такая церковь, как спроектирована, годна для деревни или для захолустного уездного города, а не для Павловска».
Константин Константинович вовсе не был капризным или чванливым собственником города. У него имелось собственное, совершенно конкретное видение будущего храма, в которое не укладывались другие схемы и стили. Поэтому великий князь не одобрил и второго проекта, заказанного Жемчужиным Андрею Александровичу Карбоньеру. Этот академик архитектуры оценил свои чертежи в 300 рублей, предложив работать над проектом дальше, а свое авторское наблюдение за строительством оценил в 4000 рублей. Однако и в этом случае Жемчужин наступил на те же грабли: по проекту Карбоньера будущая церковь стоила бы около 50 тысяч рублей, а для великого князя и это было мелко.
Надо отдать должное Константину Константиновичу: он поначалу детально рассмотрел два проекта храма и лишь потом заявил о своем предпочтении.
Дело в том, что великому князю очень нравилась петербургская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кирпичный храм, построенный в 1894-1898 годах, был ярким и богато декорированным образцом псевдорусского стиля.
Константину Константиновичу сразу приглянулись ее нарядные фасады и купола, камень и красная глазурованная плитка, ее золотые мозаики и цветная керамическая черепица. Они отчетливо виделись великому князю и на будущем Никольском храме.
Автором проекта этой красивой церкви был модный столичный зодчий - действительный член Императорской Академии художеств Александр Иванович фон Гоген. Константин Константинович, отменно разбиравшийся в людях, не ошибся ни в профессиональных, ни в человеческих качествах фон Гогена.
Архитектор выполнил эскиз Никольского храма, не взяв ни копейки из пожертвований на его строительство. В проекте же получилась, по словам Жемчужина,
«чрезвычайно стильная и красивая церковь с высокими башнями по углам, на верху которых видны были трехсторонние орлы. Вся церковь на рисунке была какая-то легкая, изящная, так похожа на корабль, несущийся по волнам моря житейского».
Народная тропа сюда никогда не зарастет, ведь для многих горожан Павловска Никольский собор - полноправная часть их судьбы.